А существует ли "Посейдон"?
Вокруг новейшей чудо-торпеды "Посейдон" (он же "Статус-6") уже сложилась целая историография острых споров. Множество статей с обсуждением ее характеристик, возможного устройства и особенно того ущерба, который торпеда может нанести супостату.
Однако же, я думаю, что эти обсуждения ничего не стоят, поскольку есть некоторые основания полагать, что "Посейдона" пока что в действительности, как изделия, способного самостоятельного проплыть хотя бы мерную милю, не существует. Потому и споры о его характеристиках есть обсуждение сугубо умозрительного предмета. Обсуждать умозрительные вещи также весьма полезно, но надо ясно понимать, что относится к чистой теории, а что к реальному образцу морского оружия, который можно немедленно применить.
Доказательств реальности "Посейдона" не так много, поэтому их можно перечислить. Схема, показанная по телевидению, две фотографии, на одной из которых торпеда в цехе, а на другой нечто в транспортно-пусковом контейнере, поднимаемом краном, и, наконец, видеоролик Министерства обороны РФ, в котором показано, как нечто выстреливается из транспортно-пускового контейнера, вроде того, что на фотографии.
Схему на бумаге нужно отвергнуть в качестве веского доказательства, поскольку, как известно, бумага все стерпит.
Видео также малодоказательно, поскольку там показаны очень мутные кадры чего-то, выстреливаемого из чего-то, что не поддается однозначной идентификации. Можно полагать, что нам показали кадры выстрела какого-то изделия из ТПК, вроде того, что показан на фото. Во всяком случае крышка контейнера весьма схожа.
Но является ли это "Посейдоном"? Однозначных доказательств тому собрать не удалось. В принципе, наиболее доступный способ — это сравнить размеры изделия на одном фото и контейнера на другом. Это мало что доказывает, по при совпадении, по крайней мере, позволяет полагать.
Только вот размеры контейнера вряд ли получится определить по фотографии. Контейнер висит на траверсе (устройство для строповки и поднятия длинномерных грузов краном). Зная размеры траверсы, было бы не так трудно вычислить размеры контейнера, под ней подвешенного. Траверса эта необычная, специального изготовления, предназначенная для подъема негабаритных грузов с возможностью балансировки груза. На нее выдан патент, принадлежащий КБ тяжелого машиностроения, в котором подробно описано устройство и принципы действия этой траверсы. Но в патенте не указаны размеры, а в силу того, что это изделие штучное, а не стандартное, в открытом доступе ее технических данных также нет.
То же самое относится и к другой фотографии. Хотя приблизительные расчеты возможны по росту человека (который виден стоящим за торпедой), но очень грубо, поскольку рост людей довольно сильно варьирует и можно потому ошибиться. Других предметов или частей техники, стандартных, с известным размером, в кадре также не присутствует, во всяком случае, мне их обнаружить не удалось.
На фоне изделий есть разного рода трубы (размеры которых стандартны), видны пролеты цехов (размеры которых также стандартны), однако они находятся довольно далеко от изделия и потому использование их в качестве масштаба также приведет к грубым ошибкам.
Итак, мы не можем самостоятельно по представленным фотографиям сравнить хотя бы геометрические размеры двух изделий, и из этого следует, что далеко не факт, что торпеда на одном фото является той же самой торпедой на другом фото, и что она же выстреливается на представленном видео. Это ничем подтвердить нельзя. Если кто-то считает, что "Посейдон" в самом деле испытали, то это лишь вопрос веры в соответствующие заявления.
Фотографии несут в себе много различной информации, в том числе и ту, которую снимающий не хотел отобразить. Например, по фото некоторой торпеды в цехе можно сделать вывод, что это не настоящая торпеда, а лишь ее габаритный макет в натуральную величину, возможно, изготовленный для определенного рода испытаний.
Дело в том, что на любой настоящей торпеде есть некоторое количество лючков, клапанов и разъемов, которые предназначены для обслуживания и приведения в боеготовность торпеды. К тому же на боевой торпеде боевая часть отъемная, что хорошо видно и по окраске, и по болтовому скреплению головной части с корпусом.
На представленном же фото мы видим, во-первых, полное отсутствие таких лючков, клапанов и разъемов на корпусе изделия. А их должно быть немало и побольше, чем у торпеды. Должен быть крупный люк для доступа к реактору, люк для доступа к двигательной установке, лючки для доступа к машинкам гидропривода рулей. Должны быть разъемы для кабелей, предназначенных для контроля и управления агрегатами торпеды (особенно реактором) в то время, когда она пристыкована к лодке-носителю. К тому же, поскольку про "Посейдон" говорят, что она может далеко плыть и изменять глубину погружения, что предполагает возможность изменения плавучести, то есть наличие балластных цистерн и полагающихся им клапанов.
Наконец, боевая часть должна быть отъемной. На фото же мы видим прямо противоположное: отъемная кормовая часть с винто-рулевой группой, а весь остальной корпус мало тотого что не имеет лючков и клапанов, так еще и сделан неразъемным.
В силу этих наблюдений я и полагаю, что представленное на фото изделие есть массогабаритный макет торпеды, предназначенный для испытаний в бассейне, а также для буксировки. Вероятно, она не имеет двигателя и для испытаний буксируется катером (отверстия в головной части весьма похожи на клюзы для закрепления буксирного конца). Поскольку она огромная и заметно больше других торпед, то целесообразно выяснить, как она себя ведет, скажем, на 30 узлах: держит ли она курс и глубину, хватает ли ей рулей для маневров и так далее, причем в морских условиях, с волнением, течениями и колебаниями солености воды. Если делать некое устройство, предназначенное для дальнего автономного плавания в подводном положении, то без подобных испытаний обойтись никак нельзя.
Так что, вероятнее всего, на данный момент "Посейдона" просто не существует как изделия, способного проплыть хотя бы мерную милю, не говоря уже о чем-то большем. Макет может говорить, что ведутся работы над некоторым изделием, который в отдаленном будущем может стать "Посейдоном", но полной уверенности, что это так, тоже нет. Вообще, все это может быть дезинформацией с самого начала и от первого слова, причем дезинформацией в самых разнообразных целях.
Потому я бы предложил несколько умерить пыл, поскольку обсуждение характеристик и возможностей "Посейдона" — это пока лишь чистая теория.
Так часто представляют "Посейдон"
Однако же, я думаю, что эти обсуждения ничего не стоят, поскольку есть некоторые основания полагать, что "Посейдона" пока что в действительности, как изделия, способного самостоятельного проплыть хотя бы мерную милю, не существует. Потому и споры о его характеристиках есть обсуждение сугубо умозрительного предмета. Обсуждать умозрительные вещи также весьма полезно, но надо ясно понимать, что относится к чистой теории, а что к реальному образцу морского оружия, который можно немедленно применить.
Какие доказательства?
Доказательств реальности "Посейдона" не так много, поэтому их можно перечислить. Схема, показанная по телевидению, две фотографии, на одной из которых торпеда в цехе, а на другой нечто в транспортно-пусковом контейнере, поднимаемом краном, и, наконец, видеоролик Министерства обороны РФ, в котором показано, как нечто выстреливается из транспортно-пускового контейнера, вроде того, что на фотографии.
Схему на бумаге нужно отвергнуть в качестве веского доказательства, поскольку, как известно, бумага все стерпит.
Видео также малодоказательно, поскольку там показаны очень мутные кадры чего-то, выстреливаемого из чего-то, что не поддается однозначной идентификации. Можно полагать, что нам показали кадры выстрела какого-то изделия из ТПК, вроде того, что показан на фото. Во всяком случае крышка контейнера весьма схожа.
Но является ли это "Посейдоном"? Однозначных доказательств тому собрать не удалось. В принципе, наиболее доступный способ — это сравнить размеры изделия на одном фото и контейнера на другом. Это мало что доказывает, по при совпадении, по крайней мере, позволяет полагать.
Некий транспортно-пусковой контейнер, подвешенный на траверсе
Только вот размеры контейнера вряд ли получится определить по фотографии. Контейнер висит на траверсе (устройство для строповки и поднятия длинномерных грузов краном). Зная размеры траверсы, было бы не так трудно вычислить размеры контейнера, под ней подвешенного. Траверса эта необычная, специального изготовления, предназначенная для подъема негабаритных грузов с возможностью балансировки груза. На нее выдан патент, принадлежащий КБ тяжелого машиностроения, в котором подробно описано устройство и принципы действия этой траверсы. Но в патенте не указаны размеры, а в силу того, что это изделие штучное, а не стандартное, в открытом доступе ее технических данных также нет.
То же самое относится и к другой фотографии. Хотя приблизительные расчеты возможны по росту человека (который виден стоящим за торпедой), но очень грубо, поскольку рост людей довольно сильно варьирует и можно потому ошибиться. Других предметов или частей техники, стандартных, с известным размером, в кадре также не присутствует, во всяком случае, мне их обнаружить не удалось.
Два фото некоего изделия в цеху, которое называют "Посейдоном"
На фоне изделий есть разного рода трубы (размеры которых стандартны), видны пролеты цехов (размеры которых также стандартны), однако они находятся довольно далеко от изделия и потому использование их в качестве масштаба также приведет к грубым ошибкам.
Итак, мы не можем самостоятельно по представленным фотографиям сравнить хотя бы геометрические размеры двух изделий, и из этого следует, что далеко не факт, что торпеда на одном фото является той же самой торпедой на другом фото, и что она же выстреливается на представленном видео. Это ничем подтвердить нельзя. Если кто-то считает, что "Посейдон" в самом деле испытали, то это лишь вопрос веры в соответствующие заявления.
Макет в натуральную величину
Фотографии несут в себе много различной информации, в том числе и ту, которую снимающий не хотел отобразить. Например, по фото некоторой торпеды в цехе можно сделать вывод, что это не настоящая торпеда, а лишь ее габаритный макет в натуральную величину, возможно, изготовленный для определенного рода испытаний.
Дело в том, что на любой настоящей торпеде есть некоторое количество лючков, клапанов и разъемов, которые предназначены для обслуживания и приведения в боеготовность торпеды. К тому же на боевой торпеде боевая часть отъемная, что хорошо видно и по окраске, и по болтовому скреплению головной части с корпусом.

Торпеда 53-65. Хорошо видно, сколько на ней лючков, клапанов и отверстий. "Посейдон", который по устройству должен быть гораздо сложнее этой торпеды, тоже должен иметь множество лючков, клапанов, разъемов на корпусе
На представленном же фото мы видим, во-первых, полное отсутствие таких лючков, клапанов и разъемов на корпусе изделия. А их должно быть немало и побольше, чем у торпеды. Должен быть крупный люк для доступа к реактору, люк для доступа к двигательной установке, лючки для доступа к машинкам гидропривода рулей. Должны быть разъемы для кабелей, предназначенных для контроля и управления агрегатами торпеды (особенно реактором) в то время, когда она пристыкована к лодке-носителю. К тому же, поскольку про "Посейдон" говорят, что она может далеко плыть и изменять глубину погружения, что предполагает возможность изменения плавучести, то есть наличие балластных цистерн и полагающихся им клапанов.
Наконец, боевая часть должна быть отъемной. На фото же мы видим прямо противоположное: отъемная кормовая часть с винто-рулевой группой, а весь остальной корпус мало тотого что не имеет лючков и клапанов, так еще и сделан неразъемным.
В силу этих наблюдений я и полагаю, что представленное на фото изделие есть массогабаритный макет торпеды, предназначенный для испытаний в бассейне, а также для буксировки. Вероятно, она не имеет двигателя и для испытаний буксируется катером (отверстия в головной части весьма похожи на клюзы для закрепления буксирного конца). Поскольку она огромная и заметно больше других торпед, то целесообразно выяснить, как она себя ведет, скажем, на 30 узлах: держит ли она курс и глубину, хватает ли ей рулей для маневров и так далее, причем в морских условиях, с волнением, течениями и колебаниями солености воды. Если делать некое устройство, предназначенное для дальнего автономного плавания в подводном положении, то без подобных испытаний обойтись никак нельзя.
Так что, вероятнее всего, на данный момент "Посейдона" просто не существует как изделия, способного проплыть хотя бы мерную милю, не говоря уже о чем-то большем. Макет может говорить, что ведутся работы над некоторым изделием, который в отдаленном будущем может стать "Посейдоном", но полной уверенности, что это так, тоже нет. Вообще, все это может быть дезинформацией с самого начала и от первого слова, причем дезинформацией в самых разнообразных целях.
Потому я бы предложил несколько умерить пыл, поскольку обсуждение характеристик и возможностей "Посейдона" — это пока лишь чистая теория.
США и КНДР. Ракетные пуски перед переговорами?
5 октября 2019 года в Стокгольме начались, но вскоре были прерваны переговоры представителей США и КНДР по ряду вопросов, включая и ядерный. О чем-то там стороны не договорились, но о чем и почему, пока что судить трудно. Переговоры были интересны тем, что им предшествовал пуск новейшей северокорейской ракеты, вероятно, "Пуккыксон-3", с борта подводной лодки. Пуск этот состоялся 2 октября, то есть всего за два дня до начала переговоров.
В былые времена это было бы скандальное событие, и всего несколько лет назад любой северокорейский ракетный пуск вызывал бурю негодования, осуждения, вплоть до срочного созыва Совета безопасности ООН и принятия разных резолюций. Теперь же дело ограничилось вялыми и дежурными протестами со стороны Южной Кореи и Японии, на которые уже не обращали внимания (да, знаем, что угрожает безопасности), а через пару дней начались переговоры.
Теперь немного конспирологии. Совершенно случайно (и по другой теме) обнаружилось, что этим странным переговорам предшествовал еще один пуск, на сей раз американский. 2 октября 2019 года с авиабазы Vanderberg в Калифорнии был произведен испытательный пуск баллистической ракеты LGM-30G Minuteman-III. Ракета пролетела над всем Тихим океаном на расстояние 6760 км и поразила цель в районе атолла Кваджалейн Маршалловых островов в западной части Тихого океана.
U.S. Air Force Strike Command особо подчеркнуло, что этот пуск никому не угрожает и производился для подтверждения боеготовности баллистических ракет.
Определенная доля правды в этом заявлении, конечно, есть. LGM-30G Minuteman-III составляет основу американских ядерных сил, стоящих на постоянном боевом дежурстве. 450 ракет стоят в шахтах, готовые к немедленному пуску. По этой причине ракета постоянно модернизируется, в ней заменяются различные системы, после чего проводятся испытательные пуски. К 2009 году во всех ракетах было заменено ракетное топливо. Также заменили головную часть Mk.21A с тремя ядерными зарядами W-78 мощностью по 340 килотонн на головную часть Mk.21 с одним зарядом W-87 мощностью 300 килотонн (по другим сведениям, 457 килотонн). В новой головной части появилась новая система наведения и установлена система прорыва противоракетной обороны. Кроме того, электронные системы баллистической ракеты постоянно совершенствуются и для их проверки проводятся испытания. Их можно проводить без ядерного взрыва. В этом году это уже третий пуск. Первые два пуска были произведены 1 и 10 мая 2019 года. Видимо, проводится очередной этап модернизации боеголовки. Во всяком случае, были сообщения о том, что на испытания в мае 2019 года проверялась точность попадания.
С первого взгляда все вроде бы обычно, все как всегда. Запланированный испытательный пуск, авиабаза, с которой они обычно выполняются, и атолл, куда обычно падают боеголовки. Место с историей, на этом атолле проводилось много испытаний, в том числе и ядерных, а в полусотне миль к северо-западу находится знаменитый атолл Бикини, где состоялось первое морское испытание ядерной бомбы.
Но что-то в этом испытательном пуске не так; почему-то американцы устроили испытание накануне важных переговоров с КНДР, и ракета полетела в тот же самый день, что и северокорейская.
Или, более точно, с разницей всего в 10 часов. Это не так-то просто выяснить, потому что КНДР и США находятся не только в разных часовых поясах, но и разделены международной линией перемены дат, но сервисы сравнения времени позволяют это сделать. Северокорейский пуск состоялся в 07:11 второго октября (в Калифорнии в этот момент было 15:11 первого октября). Американский пуск состоялся в 01:13 второго октября, то есть через 10 часов 2 минуты после северокорейского.
Столь небольшую разницу по времени трудно объяснить случайным совпадением. В конце концов, испытательный пуск можно было либо сделать раньше, либо осуществить уже после переговоров. Задержка в полторы или две недели мало что решает. Также вряд ли это была реакция на северокорейский пуск. Подготовка испытательного запуска занимает довольно много времени на планирование, составление бумаг, подготовку оборудования и полигона. Нужно время, чтобы привезти и загрузить в шахту ракету (на базе Vanderberg баллистические ракеты не базируются), протестировать ее и так далее. В общем, на все это нужно больше времени, чем десять часов.
Так что остается версия, что это было соглашение сторон: перед началом переговоров осуществить испытательные пуски, чтобы убедиться в том, что никто не блефует.
Эта мысль может показаться странной, и ее нужно прокомментировать. С нашей точки зрения, наличие у США работоспособного ракетного оружия есть вещь самоочевидная. Во многом потому, что десятилетия велась и теперь ведется разведка, пуски ракет и их траектории (дающие сведения об их возможностях) фиксируются радарами, а также был двухсторонний контроль в рамках соглашений об ограничении наступательных вооружений. Таким образом, в России всегда была возможность увидеть американские ракеты на своих радарах, сфотографировать их со спутников и даже иногда потрогать руками. Потому у нас никаких сомнений нет.
В КНДР не так. Все сведения об американском ракетном оружии получены из вторых или даже третьих рук, то есть из источников, не внушающих полного доверия. К тому же американское оружие воспевается в средствах массовой информации, отчего на все сведения падает отблеск пропаганды. Потому у северокорейского руководства вполне могла быть мысль, что американцы блефуют: их ракетный арсенал времен холодной войны давно сгнил в шахтах, взлететь не может, а все американские угрозы есть блеф, усиленный их СМИ. Это немаловажный фактор. Если американцы блефуют, то на переговорах с ними можно крупно просчитаться.
Поскольку готовились серьезные переговоры о серьезных вещах, то северокорейская сторона пожелала убедиться самолично, что у США есть МБР. Тогда и американцы поставили условие: тогда и вы покажите, что есть и у вас, по тем же соображениям. Так и договорились, по всей видимости, что будет два пуска в одну дату, с некоторым разрывом во времени, чтобы американский пуск был той же даты. Это, видимо, имело значение для протокола переговоров.
Американцам нетрудно было отследить пуск и траекторию северокорейской ракеты, поскольку у них есть радары в Японии. Для контроля американского пуска КНДР, очевидно, выслала в район атолла Кваджалейн судно с радаром на борту, которое могло собрать данные о траектории, скорости и координатах падения американской испытательной боеголовки. Это старый метод. Радиолокационный мониторинг американских испытательных полигонов в Тихом океане велся советскими кораблями еще с 1950-х годов. Наблюдение объекта, падающего по баллистической траектории в указанный американцами район, было доказательством наличия у США баллистической ракеты.
Теперь о сути переговоров. На мой взгляд, они были очень серьезными и основное их содержание сводилось вовсе не к денуклеаризации КНДР, а к другой, более интересной вещи — нейтралитету КНДР. Для США нейтралитет КНДР имеет огромное значение в контексте военного противостояния с Китаем. Во-первых, он делает невозможным внезапный удар по Южной Корее, который изменит ход войны в пользу Китая. Во-вторых, нейтральная КНДР, ставшая в ходе войны объектом каких-то агрессивных действий Китая, почти автоматически падает в объятия США. Это резкое улучшение стратегических позиций, добытое без расходования военных ресурсов. Для КНДР это также очень важно, поскольку это вопрос выживания и вопрос дальнейшего экономического развития. Нейтралитет, если он будет признан, открывает многие двери и возможности.
Но как он будет установлен, на каких условиях, какие уступки и действия должны будут сделать обе стороны? Все это предмет самого ожесточенного и упорного торга. Думаю, что произошедшее прекращение переговоров не только не навсегда, но и вскоре завершится. Стороны еще не раз могут сходиться и расходиться, но важность вопроса настолько велика, что она толкает их к продолжению переговоров.
В былые времена это было бы скандальное событие, и всего несколько лет назад любой северокорейский ракетный пуск вызывал бурю негодования, осуждения, вплоть до срочного созыва Совета безопасности ООН и принятия разных резолюций. Теперь же дело ограничилось вялыми и дежурными протестами со стороны Южной Кореи и Японии, на которые уже не обращали внимания (да, знаем, что угрожает безопасности), а через пару дней начались переговоры.
Теперь немного конспирологии. Совершенно случайно (и по другой теме) обнаружилось, что этим странным переговорам предшествовал еще один пуск, на сей раз американский. 2 октября 2019 года с авиабазы Vanderberg в Калифорнии был произведен испытательный пуск баллистической ракеты LGM-30G Minuteman-III. Ракета пролетела над всем Тихим океаном на расстояние 6760 км и поразила цель в районе атолла Кваджалейн Маршалловых островов в западной части Тихого океана.
U.S. Air Force Strike Command особо подчеркнуло, что этот пуск никому не угрожает и производился для подтверждения боеготовности баллистических ракет.
Определенная доля правды в этом заявлении, конечно, есть. LGM-30G Minuteman-III составляет основу американских ядерных сил, стоящих на постоянном боевом дежурстве. 450 ракет стоят в шахтах, готовые к немедленному пуску. По этой причине ракета постоянно модернизируется, в ней заменяются различные системы, после чего проводятся испытательные пуски. К 2009 году во всех ракетах было заменено ракетное топливо. Также заменили головную часть Mk.21A с тремя ядерными зарядами W-78 мощностью по 340 килотонн на головную часть Mk.21 с одним зарядом W-87 мощностью 300 килотонн (по другим сведениям, 457 килотонн). В новой головной части появилась новая система наведения и установлена система прорыва противоракетной обороны. Кроме того, электронные системы баллистической ракеты постоянно совершенствуются и для их проверки проводятся испытания. Их можно проводить без ядерного взрыва. В этом году это уже третий пуск. Первые два пуска были произведены 1 и 10 мая 2019 года. Видимо, проводится очередной этап модернизации боеголовки. Во всяком случае, были сообщения о том, что на испытания в мае 2019 года проверялась точность попадания.
С первого взгляда все вроде бы обычно, все как всегда. Запланированный испытательный пуск, авиабаза, с которой они обычно выполняются, и атолл, куда обычно падают боеголовки. Место с историей, на этом атолле проводилось много испытаний, в том числе и ядерных, а в полусотне миль к северо-западу находится знаменитый атолл Бикини, где состоялось первое морское испытание ядерной бомбы.
Атолл Кваджалейн
Но что-то в этом испытательном пуске не так; почему-то американцы устроили испытание накануне важных переговоров с КНДР, и ракета полетела в тот же самый день, что и северокорейская.
Или, более точно, с разницей всего в 10 часов. Это не так-то просто выяснить, потому что КНДР и США находятся не только в разных часовых поясах, но и разделены международной линией перемены дат, но сервисы сравнения времени позволяют это сделать. Северокорейский пуск состоялся в 07:11 второго октября (в Калифорнии в этот момент было 15:11 первого октября). Американский пуск состоялся в 01:13 второго октября, то есть через 10 часов 2 минуты после северокорейского.
Столь небольшую разницу по времени трудно объяснить случайным совпадением. В конце концов, испытательный пуск можно было либо сделать раньше, либо осуществить уже после переговоров. Задержка в полторы или две недели мало что решает. Также вряд ли это была реакция на северокорейский пуск. Подготовка испытательного запуска занимает довольно много времени на планирование, составление бумаг, подготовку оборудования и полигона. Нужно время, чтобы привезти и загрузить в шахту ракету (на базе Vanderberg баллистические ракеты не базируются), протестировать ее и так далее. В общем, на все это нужно больше времени, чем десять часов.
Так что остается версия, что это было соглашение сторон: перед началом переговоров осуществить испытательные пуски, чтобы убедиться в том, что никто не блефует.
Эта мысль может показаться странной, и ее нужно прокомментировать. С нашей точки зрения, наличие у США работоспособного ракетного оружия есть вещь самоочевидная. Во многом потому, что десятилетия велась и теперь ведется разведка, пуски ракет и их траектории (дающие сведения об их возможностях) фиксируются радарами, а также был двухсторонний контроль в рамках соглашений об ограничении наступательных вооружений. Таким образом, в России всегда была возможность увидеть американские ракеты на своих радарах, сфотографировать их со спутников и даже иногда потрогать руками. Потому у нас никаких сомнений нет.
В КНДР не так. Все сведения об американском ракетном оружии получены из вторых или даже третьих рук, то есть из источников, не внушающих полного доверия. К тому же американское оружие воспевается в средствах массовой информации, отчего на все сведения падает отблеск пропаганды. Потому у северокорейского руководства вполне могла быть мысль, что американцы блефуют: их ракетный арсенал времен холодной войны давно сгнил в шахтах, взлететь не может, а все американские угрозы есть блеф, усиленный их СМИ. Это немаловажный фактор. Если американцы блефуют, то на переговорах с ними можно крупно просчитаться.
Поскольку готовились серьезные переговоры о серьезных вещах, то северокорейская сторона пожелала убедиться самолично, что у США есть МБР. Тогда и американцы поставили условие: тогда и вы покажите, что есть и у вас, по тем же соображениям. Так и договорились, по всей видимости, что будет два пуска в одну дату, с некоторым разрывом во времени, чтобы американский пуск был той же даты. Это, видимо, имело значение для протокола переговоров.
Американцам нетрудно было отследить пуск и траекторию северокорейской ракеты, поскольку у них есть радары в Японии. Для контроля американского пуска КНДР, очевидно, выслала в район атолла Кваджалейн судно с радаром на борту, которое могло собрать данные о траектории, скорости и координатах падения американской испытательной боеголовки. Это старый метод. Радиолокационный мониторинг американских испытательных полигонов в Тихом океане велся советскими кораблями еще с 1950-х годов. Наблюдение объекта, падающего по баллистической траектории в указанный американцами район, было доказательством наличия у США баллистической ракеты.
Теперь о сути переговоров. На мой взгляд, они были очень серьезными и основное их содержание сводилось вовсе не к денуклеаризации КНДР, а к другой, более интересной вещи — нейтралитету КНДР. Для США нейтралитет КНДР имеет огромное значение в контексте военного противостояния с Китаем. Во-первых, он делает невозможным внезапный удар по Южной Корее, который изменит ход войны в пользу Китая. Во-вторых, нейтральная КНДР, ставшая в ходе войны объектом каких-то агрессивных действий Китая, почти автоматически падает в объятия США. Это резкое улучшение стратегических позиций, добытое без расходования военных ресурсов. Для КНДР это также очень важно, поскольку это вопрос выживания и вопрос дальнейшего экономического развития. Нейтралитет, если он будет признан, открывает многие двери и возможности.
Но как он будет установлен, на каких условиях, какие уступки и действия должны будут сделать обе стороны? Все это предмет самого ожесточенного и упорного торга. Думаю, что произошедшее прекращение переговоров не только не навсегда, но и вскоре завершится. Стороны еще не раз могут сходиться и расходиться, но важность вопроса настолько велика, что она толкает их к продолжению переговоров.
Свежие комментарии