На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Была ли страна, после предательства Горбачёва и Ельцина? Что толку искать, кто вывозил? Было бесхозное, вот и спёрли....Переговоров не бу...
  • Алекс Архипов
    Без лоха жизнь плоха. Осталось выяснить, деньги из страны вывозили лохи или изменники?Переговоров не бу...
  • Юрий Ильинов
    СМИ: Россия может победить на Украине раньше, чем многие предсказывают Politico: Россия может победить на Украине еще...Переговоров не бу...

«Чтобы каждый понимал свой маневр» – советы к лету

Вячеслав Шпаковский


«К спуску на воду древней славянской ладьи из бумаги приготовиться!» 1984 год пруды в районе парка им. Белинского в Пензе. Очень старое фото автора



«Есть много дел вокруг
У умелых рук,
Нужно только не лениться,
Есть краски и мелок,
Клей и уголек,
Нужно только научиться».
(Песня зайца Степашки
с заставки телепередачи советского телевидения
50–60-х годов ХХ века
«Умелые руки»)


Творчество вокруг нас. Чем хороши были 60-е годы прошлого века, так это своими теле- и радиопередачами для детей. «Умелые руки», «Сто затей двух друзей», «Операция Сириус-2», «Клуб знаменитых капитанов», «В стране литературных героев», «КОАПП», «Почтовый дилижанс» – они очень много мне дали и даже отчасти определили мою судьбу.

Так, после передачи «Сто затей двух друзей» я сделал фотоаппарат из спичечного коробка и даже им снимал, а потом… он же появился у меня в романе «Сезон любви». После этого цикла мне уже было достаточно легко вести технический кружок в сельской школе, а потом целых десять лет свои телепередачи на ТВ Пензы и Куйбышева. По которым я же затем написал и три книги для издательств «Полымя» (Белоруссия – в то время была именно она) и «Просвещение» в Москве. Помогли они мне и в воспитании своего собственного ребенка, что, разумеется, особенно важно.

Вот и эта статья как раз о том, что на носу у всех у нас лето. Дети наши (и внуки!) пойдут на каникулы. И тут-то как раз самое время с ними заняться разными творческими и рукодельными делами.


Первыми ведущими проекта «Умелые руки» стали Валентина Леонтьева и Татьяна Грушина, которые на тот момент работали дикторами ЦТ. Пришлось им самим для начала учиться работать с папье-маше и бумагой…


А то читал как-то комментарий одного читателя ВО:

«Вот будет моему ребенку пять лет – буду им заниматься!»


Так в пять лет уже поздно будет. Раньше надо! Давать ребенку кусочки дерева, камни, чтобы кончики пальцев у него касались бы не только меха и пластика, потому что при этом сигналы от рецепторов, что на них расположены, идут прямо в мозг и его развивают.

Уже в 2–3 года с ребенком надо лепить, вырезать ножницами забавные фигурки, наклеивать аппликации. Пять лет – это уже время достаточно серьезных самоделок. Ребенок должен пользоваться ножницами, ножом (модельным!), чертить по линейке, работать с клеем.


Если не работать над ребенком с колыбели, то потом будет так, как на обложке этого журнала. Проблема, как видите, очень стара!


Но самое главное – нужно показывать ребенку, как работать с тем или иным инструментом, то есть работать у него на глазах. Сын не будет уважать отца, сколько бы он не приносил в семью денег и не рассказывал, как он трудится на своем производстве, поскольку он этого просто не может себе вообразить. Но он будет уважать и отца, и деда, которые сделали ему летающий самолетик, картонный автомобиль или танк, каких нет ни у кого из соседских мальчишек, или запускали с ним на ручье кораблик.

Так что вспомните еще раз о том, что впереди самое время всем этим заняться!

Важно и то, что, развивая ребенку руки, одновременно можно и нужно развивать и его интеллект. Ну, а о том, как совместить и то, и другое вы, сейчас как раз и прочитаете… Итак…

Плавучие самоделки


Летом на озерах и болотах растет камыш. И многие, в том числе и ребята, любят его собирать и ставить в вазы. Потом, правда, его соцветия превращаются в пух, и их приходится выбрасывать. Но получить от них пользу можно и до этого. Так, на сайте ВО была статья про плот «Нонпарель» (Несравненный), на котором три американца еще в XIX веке пересекли Атлантику. Об этом можно своему сыну рассказать. Да и девочке это тоже может быть интересно. И, находясь на отдыхе там, где растут камыши, предложить им сделать модель такого плота. Кстати, если они школьники, то у них осенью в школе обязательно потребуют самоделку «из природного материала». А тут вот она – уже готова!

Посмотрите на схему изготовления модели плота «Нонпарель». Там все так просто, что и описывать-то особо нечего. Материалы: палочки-мешалочки для кофе (это вообще уникальный модельный материал!), палочки-лопаточки для мороженого и «шпажки» из бамбука для шашлычков. Ну, еще плотная бумага и суровые нитки.

«Сигары» для плота мы сделаем из камыша! Нужно только лишь их покрасить, а краской озаботиться заранее. Это должна быть нитроэмаль серого цвета, смешанная с мелом, или цементом, и достаточно густая. Идеально красить так: в «камышину» втыкается булавка, после чего ее опускают в бумажную трубку с тщательно заклеенным донышком и на прочной подставке, заполненную краской до половины. Лишняя краска должна будет стечь, а саму «сигару» можно будет повесить сушиться на солнышке. Три сигары можно сделать таким образом буквально за несколько минут. Причем, ребенку такая покраска как раз по силам!


Схема изготовления модели плота «Нонпарель»


Пока они сохнут, нужно сделать мачты с парусами, палатку, палубный настил. Все это склеить либо клеем ПВА, либо (с вашей помощью и в перчатках) «Суперклеем». Как только сигары высохнут, на них закрепляется настил, устанавливаются мачты, бушприт (их можно просто воткнуть, смазав клеем кончики). И ваш плот готов. Поверьте, что такая «возня» сблизит вас с вашим ребенком, как ни что другое. И он будет помнить это всю свою жизнь.

Полинезийскую пирогу сделать еще проще, там и красить-то ничего не надо. Остов связывается из палочек для шашлычков и из них же делаются распорки. Последовательность такая: сначала мачта с распорками, затем продольный остов пироги. Склеивать «Суперклеем» и связывать нитками для прочности.


Полинезийская пирога-катамаран


Когда остов голов, его нужно оклеить полосками коричневой липкой пленки, загнув ее концы внутрь корпуса. Понятно, что щелей в нем быть не должно. Как сделать балансир, понятно из рисунка. А вот парус из бумаги нужно не раскрашивать, а декорировать посредством аппликации. Получается очень красиво. И обычно такие паруса очень нравятся учителям начальной школы! Пучок цветных ниток на верхушке мачты дополнит картину!


Модели старинных судов из… бумажной трубки


Для дошкольников и первоклассников существует разработка еще 1900 года из журнала «Нива». Оказывается, модель старинного корабля, имеющего погибь палубы проще всего сделать из обыкновенного листа плотной бумаги формата А4.

Сворачиваем трубку, заклеиваем концы на две параллельные плоскости. Затем с одной стороны трубку проминаем и защипываем края так, как это делается у пирожков. Оконечности обрезаются и усиливаются накладками из картона. В центре устанавливается мачта с наколотым на нее парусом. И… все!

Правда, есть хитрость. Внутрь корпуса надо положить балласт. Например, свинцовую дробь. И залить расплавленным парафином. Корпус до этого нужно покрасить нитрокраской или нитролаком. Но в палубе следует прорезать для этого люк, а потом его заклеить. Можно просто положить на дно пластилин и вдавить в него пару рыболовных грузил.

Проверено: дети 1–2 класса могут по такой технологии сделать модель славянской ладьи, индейского каноэ или судна викингов за один урок, после чего с ними можно идти пускать эти кораблики на ручье. Люк модельным ножом, правда, придется прорезать взрослому. Также и красить корпус нитроэмалью из баллончика нужно будет на улице. Но зато и парус, и щиты, и желтую палубу, линованную под доски – все это дети делают сами.


Модель шебеки из бумажной развертки


А вот эта модель шебеки разработка не моя. Но я делал эту модель практически так же. И выглядела она на воде очень красиво.

Кстати, можно создать в классе целый музей кораблей всех стран и континентов, а детям поручить рассказать о той модели, что они сделали! Очень познавательно и интересно!


Пирога из сосновой коры с парусом из листа фикуса


Опять же, поехали вы с сыном или внуком в лес. А там от сосен отваливается прошлогодняя кора. Лодочки из коры дети всегда вырезали. Но сделать вот такую пирогу куда интереснее.

Снаружи корпус вырезается ножом и ошкуривается наждачной бумагой. А вот внутри кора выбирается электровыжигателем и стамеской из заточенного ученического пера для ручки-вставки. Естественно, выжигать надо на улице в ветреную погоду. А если, скажем, делать это на даче, то… обязательно под вентилятором, чтобы не дышать зловонным дымом.


Кстати, именно вот так и долбили древние и отсталые народы свои пироги. Пироги из коллекции Пражского зоопарка. Фото автора


Очень красивый парус для этой пироги можно сделать так: выгнуть из мягкой проволоки (медной) его форму и наклеить ее суперклеем на… высушенный между несколькими газетами лист фикуса. Лист можно начать сушить прямо сейчас. А как он высохнет, чтобы не стать ломким? Нужно промазать его клеем ПВА!

Вашему ребенку нравятся рассказы о путешествиях и путешественниках? Расскажите ему про Тура Хейердала и предложите сделать настольную модель его папирусного судна «Ра». Материал – отверждаемая при варке либо в духовке «пластика». Все деревянные конструкции – палочки для шашлычков, спички, палочки-мешалочки. Тут, впрочем, все зависит от масштаба. Но так можно создать целую коллекцию исторических кораблей, причем коллекцию совершенно уникальную! И привить вашему чаду это хобби на всю жизнь!


Стендовая модель судна «Ра» из пластики


Правда, не всем детям нравятся стендовые модели. Многие требуют от папы, чтобы кораблик плавал. Ну, можно сделать и так, чтобы плавал.

Например, вот этот катамаран-аэроход. Вся модель сделана из плотной бумаги и упаковочного картона. Поэтому она рекордно легкая. Покрашена нитроэмалью и поэтому на намокает. Движителем являются два водяных колеса, которые приводятся в действие ветром. Поэтому запускать эту модель следует в сильный ветер и по ветру, тогда она развивает очень приличную скорость. Пруд не очень больших размеров – идеальное место для испытания таких вот «Ветроходов».


Бумажный катамаран-аэроход


Еще интереснее, хотя и сложнее, модель аэрохода с микроэлектродвигателем. Здесь без полистирола толщиной 3 мм не обойтись, однако его можно сейчас купить. Размеры модели определяют по габаритам деталей 17 (кессонов) – из пластиковых упаковок из-под сметаны и прочих пищевых продуктов. Дно корпуса 1, стойки корпуса 3 и 7, задняя стенка корпуса 4, гнезда батареек 6, руль 14 и опоры 16–18 – все это из листового полистирола. И склеены эти детали «модельным клеем». Обтекатель воздушного винта 15 – баночка из-под сметаны со срезанным донышком.

А вот корпус 2 может быть и картонным. Функция у него сугубо декоративная. Воздушный винт – деревянная бобышка с пропилами в 45 градусов, в которые вклеиваются лопасти из листового полистирола толщиной 0,5–1 мм. К сожалению, раньше можно было написать: «К дну корпуса приклеить микродвигатель ДП-10». И всем все было понятно. Сейчас таких двигателей уже не найти. Но наверняка можно заказать какие-то другие и уже под них самому собрать моторную часть.


Фантастический аэроход на банках-кессонах


Для ребенка самое интересное в этой самоделке – это кессоны 17. На них можно надеть крышки. Но можно и снять. И тем не менее аэроход не утонет, и на его ходовых качествах это не скажется. Вот только отбалансирован он должен быть очень точно, для чего в кессоны добавляют пластилин с кусочками свинца. На воде это судно смотрится как нечто совершенно фантастическое, особенно если его выкрасить в цвет полированного алюминия.

При желании можно придумать еще много таких вот плавучих самоделок. И сделать их вместе со своими детьми. И польза от этого всем будет обоюдная. Главное – не лениться!

Картина дня

наверх