На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Диана Мальгинова
    А русских разве нет террористов. Нельзя весь народ обвинять.О националистах, ...
  • Юрий Ильинов
    Понеслось. Сравню с  комментариями на личной странице автора.                                                        ...О националистах, ...
  • Leonid PlиGin
    Написано сумбурно, непонятно и безграмотно.О националистах, ...

Мечи на скульптурных надгробиях

Вячеслав Шпаковский


Перед нами кадр из испано-американского кинофильма «Чёрная стрела» (1985). Но по сути мы видим перед собой… ожившую эффигию!



«И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.»
(Исход 32:27)


История оружия. Итак, сегодня мы продолжаем путешествие в мир средневековых мечей. А начнём мы его с небольшого вступления. До сих пор у нас, к сожалению, находятся люди, ну, как бы их так «по-толерантнее» назвать… «больные» – вроде бы самое точное определение, упорно утверждающие, что вся та масса артефактов, что известна исторической науке и является основой для датировок истории как таковой это… подделка. То есть подделка меч из могилы в Саттон-Ху, и все те мечи, что прошли через руки Петерсена и Оукшотта, что рукописи (десятки тысяч фолиантов!) тоже подделка, как и рисунки в них, изображающие эти же самые мечи, и, наконец, подделкой, очевидно, являются также и эффигии – надгробные скульптуры усопших рыцарей. Но вот что интересно: большинство манускриптов подписано и датировано их авторами. А они не могли знать, что какой-то рыцарь в вооружении на миниатюре в его книге как раз в это самое время даст дуба где-нибудь в Йоркшире, и с него изваяют статую в точно таких же доспехах и с таким же мечом, да ещё и год на ней поставят. И что точно такой же потом найдут на дне Темзы. Физически невозможно написать столько книг, вырубить тысячи статуй, а ещё зарыть в землю и побросать в реки столько мечей, или напротив – бережно хранить их на стенах в рыцарских замках и в соборах. А главное – зачем? Ведь порознь все эти манускрипты, артефакты и эффигии ничего не доказывают и ни на что не влияют.

Вон президент наш нашёл, например, один (1) учебник, в котором «не было Сталинградской битвы», но что это доказывает, когда есть много учебников, в которых она расписывается очень даже подробно? У кого-то от этого пропал аппетит, кто-то лишился зарплаты или ему напротив – её подняли? Конечно, нет. Просто знание истории очень мало влияет на нашу реальную жизнь, даже не учит нас ничему, судя по опыту. А раз так, то кому в голову могло прийти вырубать тысячи статуй, писать тысячи манускриптов, ковать мечи и доспехи. А главное – зачем? Чтобы доказать потомкам, причём довольно-таки близким к нам по времени, что Средневековье было? Да, но за каким лешим это кому-то доказывать? Ну было и было, а я… пойду и «бухну». Не было? Ещё лучше: тоже «бухну» или поеду работать на даче, потому что «было – не было» не влияет на нашу жизнь никак.

Но если таким вот образом не бредить, то получается, что и миниатюры из манускриптов, и артефакты мечей прекрасно дополняют друг друга. Но об этом было в прошлом материале, а сегодня наш рассказ о средневековых мечах, которые можно увидеть на бёдрах эффигий! Поскольку о них на ВО речь шла уже не раз, повторяться смысла нет. Скажу лишь, что поскольку погребальный саван был единственной одеждой и знатного сеньора, и самого последнего бедного рыцаря, то, чтобы отличать одних от других, как раз и придумали эффигии – надгробные скульптуры усопших, иногда много выше человеческого роста.


Так менялись мечи… Дальше мы увидим, как они менялись на статуях-эффигиях!


На них они показаны с мельчайшими подробностями, и – что самое главное, то, что мы видим на эффигиях, в точности соответствует тому, что изображено на средневековых миниатюрах. То есть историю средневекового костюма и рыцарского вооружения по ним вполне можно изучать, дополняя перекрёстным обращением к иллюстрациям в манускриптах. Последние, правда, древнее надгробных скульптур, мода на которые среди рыцарей тоже появилась далеко не сразу.

Ну а теперь давайте посмотрим на сами эффигии. Право, они того заслуживают, и посмотреть на них, причём очень внимательно, стоит. Ведь тогда они о многом смогут нам рассказать…

Мечи на скульптурных надгробиях
Начнём с этой эффигии – Уильяма Маршала Первого графа Пемброка, умершего в 1219 году, которая находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Есть и более ранние, но на их фото мечи не видны. А здесь меч виден очень хорошо. И видно, что навершие рукояти у него имеет форму шарика, а вот перекрестие слишком уж массивное. Интересен клинок, сужающийся к острию… Это не «тип XV», но и не «тип Х», а скорее «тип XIV»

 


Очень показательный меч у эффигии Уильяма Маршала Второго графа Пемброка, умершего в 1231 году. Церковь Тампль в Лондоне. Его перекрестие так же невелико. То есть это типичный меч всадника!

 


Эффигия Александра Джиффарда, 1262 год, Бойтон. Вот у него, можно сказать, классический меч «тип XII» по Э. Оукшотту, прямо из его типологии и схемы, приведённой в первом материале этого цикла. Очень хорошо показана мечевая перевязь того времени…

 


А вот здесь с перекрестием скульптор явно перестарался. Будь оно такое реально, этим мечом невозможно было бы пользоваться из-за неправильного баланса и большого веса. Эффигия рыцаря Д’Эверса, 1270 г. Бристоль

 


Ценность этой эффигии безымянного рыцаря 1300 года из Хай Эркалла состоит в том, что в ней в мельчайших деталях воспроизведена одежда рыцаря, виден стёганый поддоспешный кафтан, но главное, что под сюрко у него нет лат, а только всё та же кольчуга

 


А вот это уже не эффигия, а брасс – «мемориальная доска», представляющая собой гравированное изображение на медном листе, закреплённом на надгробной плите. В данном случае на ней изображён Уильям де Сетван, погребённый в Чэртеме, графстве Кент, в 1322 г. Как видите, на нём ещё полностью кольчужные доспехи с приплетёнными к рукавам кольчужными рукавицами. Но он следует моде! На плечах у него элетты, повторяющие (хотя это и не видно) герб на щите. А вся одежда, то есть сюрко, расшита гербовыми изображениями вееров для веяния зерна. Меч у него очень длинный и просто шикарные ножны

 


Джон де Лаудхэм, 1318 г. Лаудхэм. От рукояти меча ничего не осталось, но зато очень хорошо видна перевязь!

 


Эффигия из Пембмарша: Уильям Фицральф, умер в 1323 году. Тут настолько всё хорошо показано, что даже и комментировать нечего: нужно просто смотреть. Всё очень и очень типично для своего времени. И всё то же самое было многократно представлено на миниатюрах…

 


Джон Леверик из Аша, 1350 год. По сравнению с другими совсем вроде бы неброская эффигия, да ещё и с отбитыми локтями. Но ценность её для историков оружия огромна. Приглядитесь: в разрезах джюпона (короткий кафтан, сменивший длиннополое сюрко) можно увидеть полосы, а не кольчугу. То есть в 1350 году такие вот панцири из полос уже были!

 


Тот же 1350 год, но уже не Англия, а Германия. Эффигия Альбрехта II, Барби-на-Эльбе, в земле Саксония-Анхальт. У него прямо-таки огромный меч, явно «тип XVII». Ещё у него шлем с короной и «рогами», а также три цепи (одна с «пуговицей» для крепления шлема, на котором для неё сделаны две крестообразные прорези) и золочёный рыцарский пояс на бёдрах. Шлем бацинет (подшлемник) имеет специальную отстёгивающуюся пластинку – бреташ, для защиты носа

 


А вот здесь меч в ножнах показан исключительно хорошо. Эффигия Ульриха фон Тревакса, 1350 год, Швейцария, Хаутерив

 


Брасс Джона де Кобхэма, 1354 год, Кобхэм. Прекрасный образец доспехов переходной эпохи, вроде бы и доспехи все уже из пластин и в то же время с кольчугой жалко расставаться. А меч опять-таки «тип XVII»

 


Практически его ровесник, но из Германии, а меч совсем другой – достаточно широкий и не очень длинный. Перед нами Генрих Байер фон Боппард, умерший в 1355 году. Берлинский музей Боде

 


Томас де Кобхэм, 1401 год, Кобхэм. Такие же переходные доспехи и меч с перекрестием и навершием прямо из схемы Э. Оукшотта

 


Опять немцы… Буркхард фон Шнейнберг, 1376 год, Хилдешейм, Нюрнбергский музей. Шлем с рогами прямо-таки словно из собрания в Императорской оружейной палате в Вене. Прекрасно показаны крепления бацинета к кольчужному подшлемнику, «броня» на руках из нашитых на кожу металлических пластин, и латные перчатки. И меч… меч с навершием в форме «пробки от графина». Оно было очень характерно именно для этого времени

 


В Англии тоже были такие же навершия. Эффигия Хьюга Куртенэ, умер в 1377 году, Экзетерский кафедральный собор

 


Этот рыцарь явно не из богатых, а почему – посмотрите сами… Ханель Ландшад фон Штейнах, умер в 1377 году, Неккарштайнах, Германия, земля Гессен

 


Для сравнения: брасс англичанина Джона Фокслей, умер в 1378 году, Брау-на-Темзе, Беркшир

 


И опять Германия, 1400 год. Надгробная резная плита рыцаря фон Тоттенхейма, Грюнсфельд, в земле Баден-Вюртемберг. Обратите внимание на его меч. Поистине, это впечатляющее оружие, если только оно существовало в реальности. Очень похоже на «тип XX», а в качестве навершия опять же «пробка от графина»


А до появления чисто «белых доспехов» ещё 10 лет…

Картина дня

наверх