На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьяна Кибишева
    При Сталине у чиновников нечего было конфисковывать, они полностью были на гос.обеспечении: все было под казённым ном...Любого интенданта...
  • николай николай
    Как при Сталине посидел в парламенте пятилетку , ай-да на 25 лет с конфискацией . Вот поэтому народ и любил Сталина ....Любого интенданта...
  • Юрий Ильинов
    Взятие Очеретино. О чем подумалось сразу после освобождения поселка что же происходит на реальном поле боя? Начнем ...Убийство в Люблин...

«Турецкий поток» попал в болгарскую ловушку

Николай КУЧЕРОВ 

 

«Турецкий поток» попал в болгарскую ловушку

Строительство «Турецкого потока» идёт по графику, и «уже до конца года российский газ начнет поступать турецким потребителям», заявил 27 августа Владимир Путин на совместной пресс-конференции с главой Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Речь идёт о первой нитке газопровода мощностью 15,75 млрд. м³ в год, до запуска которой остались считаные месяцы.

А вот вторая труба, предназначенная для дальнейшей транспортировки газа в страны Юго-Восточной Европы, пока будет простаивать.

Какие страны получат российский газ из «Турецкого потока»

Технически «Турецкий поток», действительно, почти готов к полноценной эксплуатации. Первую нитку газопровода уложили на дно Черного моря ещё в апреле. В сентябре закончилось строительство российской сухопутной части (участок берегового примыкания), а в ноябре прошлого года с опережением плана завершилась укладка и 2-й нитки трубопровода.

Завершающий стык, «надводный захлёст», соединяющий морскую и прибрежную секции «Турецкого потока», осуществлен 19 марта. Это техническая операция по подъему прибрежной и глубоководной секций трубы с морского дна на специальную платформу над водой и их последующая сварка с надземной частью в единую нитку, с помощью которой российский участок стал физически соединён с приёмным терминалом у турецкого городка Кыйыкёй.

Последний незавершённый штрих – это непосредственно сам приёмный терминал, который на 14 августа был готов на 95%. После окончания его строительства 15,75 млрд. м³ российского газа из 1-й нитки смогут ежегодно поступать турецким потребителям. Но вот со 2-й, предназначенной для газоснабжения Юго-Восточной Европы, дело обстоит куда сложнее.

И снова Болгария…

После того как в 2016 году Афины резко отказались от достигнутых ранее договорённостей, строительство 2-й нитки газопровода по маршруту Греция–Италия (и ответвление на Македонию и далее Сербию) было отложено в долгий ящик. Тогда Афины фактически променяли участие в инфраструктурном проекте на «пакет ослабления долговой нагрузки» (пролонгация кредитов на 10 лет) и новые транши от ЕС. Позже, во время своего визита в Москву в декабре 2018-го премьер-министр Алексис Ципрас пытался снова актуализировать вопрос, но его заверения, что с тех пор «много произошло изменений» и «Греция нашла свой путь», Кремль не убедили. Для 2-й нитки выбрали альтернативный маршрут Болгария–Сербия–Венгрия–Словакия.

В октябре 2018-го дело дошло и до юридически обязывающих документов. Операторы газотранспортных систем Венгрии, Словакии и Австрии провели специальные аукционы (openseason) на бронирование трубных мощностей на 2022-2029 гг. Процедура предусмотрена законодательством ЕС (NC CAM) и уже была использована «Газпромом» в 2017 году для наземных ответвлений «Северного потока – 2» в Германии, Чехии и Словакии. Суть в том, что, согласно директиве Еврокомиссии, окончательное решение о строительстве национальные энергетические компании принимают только после заключения контрактов на их загрузку. Теперь они де-факто обязались к 2022 году предоставить победителю торгов (его имя официально не раскрывается) новые мощности в обмен на гарантии их использования.

В частности, на входе в газопроводную систему Австрии из Словакии забронировано 3,8 млрд. м³, из Венгрии в Словакию – 4,3 млрд. м³, что как раз соответствует планам на 2-ю нитку «Турецкого потока». В январе 2019-го аукцион по бронированию мощностей для подачи газа в страну и транзитом в Сербию завершил и «Булгартрансгаз». Судя по опубликованной операторами информации, в Болгарию газ пойдет с 1 января 2020 года, в Сербию в апреле 2020-го, в Венгрию с 2021 года и в Словакию во второй половине 2022 года.

И вот здесь есть серьезная загвоздка. Если Австрия, Словакия и Венгрия, скорее всего, сдадут необходимую инфраструктуру в срок, а Сербия, которая не входит в ЕС, и без брюссельской волокиты уже построила первый из четырёх участков газопровода от болгарской границы до города Чуприя, то в самой Болгарии проект погряз в судебных разбирательствах.

Всё началось с того, что апрельский конкурс на строительство трубы выиграл саудовско-итальянский консорциум «Аркад» (срок 250 дней, стоимость – €1,3 млрд.), который затем не предоставил вовремя все необходимые документы. В связи с этим в конце мая «Булгартрансгаз» выбрал нового подрядчика – компанию «Газовое развитие и расширение в Болгарии» (GDEB), учредителями которой являются итальянская Bonatti S.P.A., немецкая MaxStreicher S.P.A. и болгарская «дочка» люксембургской Completions Development Sàrl.

Новый договор на €1,4 млрд. планировали заключить в июне, но по жалобе «Аркад» комиссия по защите конкуренции приостановила решение оператора. В ответ в июле консорциум GDEB подал иск в Высший административный суд Болгарии, первое заседание которого состоится только 24 октября. Более того, у разбирательства нет временных рамок, и оно может растянуться на месяцы и даже годы – сообщил 4 сентября пресс-секретарь суда. Соль в том, что без окончательного вердикта Высшего админсуда «Булгартрансгаз» не может подписать контракт с подрядчиком, который, соответственно, не может начать строительство. Вдобавок оба претендента увеличили сроки работ с 250 до 615 дней, что отодвигает проект и вовсе в слабо обозримое будущее.

По мнению замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексея Гривача, всё изначально было задумано для того, чтобы сорвать реализацию проекта. В самом лучшем случае, если суд окончательно определит победителя конкурса до конца этого года, то строительство 484-километрового болгарского участка газопровода начнётся в 2020 году и закончится только осенью 2021 года, когда российский газ уже должен быть в Венгрии. В худшем случае разбирательство и подрядные работы могут затянуться на долгие годы.

В любом варианте Москва попадает в ловушку, поскольку не сможет выполнить свою часть обязательств по openseasons перед Венгрией, Словакией и Австрией. «Газпрому» либо придётся платить фиксированные платежи за прокачку несуществующего газа по пустой трубе, либо нарваться на штрафные санкции от местных операторов. Конечно, Россия может выставить Софии счёт за то, что та получила аванс на строительство 2-й нитки от победителя аукциона по бронированию мощностей, но не провела работы в срок, но в рукаве у последней есть серьёзный козырь.

12 марта министр энергетики Teмeнужкa Пeткoвa сообщила, что «Болгария получила официальное письмо от “Газпром экспорта”, в котором говорится, что он планирует прекратить транзит газа по Tрaнcбaлкaнскoму маршруту с Украины в Турцию с января 2020 года». Она добавила, что у властей есть право обратиться в арбитраж, чтобы взыскать с российской компании транзитные платежи, которые страна должна была получать до 2030 года, но только в том случае, если 2-я нитка не будет проложена по территории Болгарии. То есть в ответ на иск по openseasons Москва получит разбирательство по невыполнению старого транзитного контракта.

Кто ещё пострадает?

Всё это напоминает ситуацию с «Южным потоком», когда выгодный для всех участников инфраструктурный проект сорвался по иррациональным причинам. Тогда Болгария «потеряла $3 млрд. инвестиций, тысячу новых рабочих высокооплачиваемых мест и $400 млн. доходов за транзит ежегодно», отметил во время своего визита в Софию В. Путин и подчеркнул, что речь идет только о прямых потерях. В «минусе» остался и «Газпром», выплативший странам-участникам и компаниям-подрядчикам крупные денежные компенсации за срыв контрактов.

В этот раз, кроме Москвы, в числе пострадавших от болгарской бюрократии рискует оказаться Сербия, которая добросовестно строит всю необходимую инфраструктуру для того, чтобы уже в апреле принять российский газ через Болгарию. А поскольку аукционов на бронирование Белград не проводил, то и компенсаций ему ждать неоткуда.

Кроме того, бездействие Софии ещё и значительно ухудшает позиции Москвы на переговорах с Киевом по новому транзитному контракту. Газ в Сербию Словакию, Венгрию придётся ещё как минимум несколько лет качать через территорию Украины. Вопрос снабжения самой Болгарии и Румынии решается запуском Трансбалканского газопровода в реверсном режиме, а вот для Кишинёва вопрос и вовсе стоит ребром. «Газпром» является единственным поставщиком газа в Молдавию (2,9 млрд. м³ в 2018 году), который она «сегодня получает с территории Украины, и альтернативных вариантов здесь не существует, поскольку даже задействование “Турецкого потока” означает сотрудничество с Киевом», подчёркивает А. Гривач.

Зачем на Руси Перепекали детей Традиции |

Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше…

Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. ЗАЧЕМ?

— Вот об этом и поговорим. Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками.
Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой. Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке - повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.
Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке - повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.
Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь. Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.
Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.
Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери.
«В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно.
– Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? - продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо придется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы». После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю <…> – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А что ж? – отвечает баба, – и Ваньку не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить. – Ее запекай, а Ваньку мне продай».
Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.
 
Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья – мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы.
Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет: «Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей».
Затем, согласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто». Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.
Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня.
Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов – очищение огнем. А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью.
Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.Случалось, что ребёнок умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. При этом свекровь на плач снохи говорила: «Знать, ему не жить, а кабы перенес, так стал бы, знаешь какой крепкий после этого»…
Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева (1928 г.р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было. Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем – сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать».
По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку». По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет.

ЗАЧЕМ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ «СТАРИНУ СЕДУЮ»?

А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку? Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.

Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болезни, могло символизировать одновременно: – повторное «выпекание» ребенка, уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба и одновременно символизирующей женское чрево;

– символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе;

– временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируемое печью, и его второе рождение;

– временную смерть ребенка, его пребывание в ином мире, символизируемом печью, и возвращение в этот мир…

Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек

Картина дня

наверх