На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Антонов заявил, что США перестали скрывать истинный смысл санкций против РФ ВАШИНГТОН, 24 апреля. /ТАСС/. Соединенные...Занимательная жиз...
  • Юрий Ильинов
    Защитный "купол" рухнул: "Красуха" слепит американские ДРЛО Западные специалисты признали, что их попытки создать над...Современное поле ...
  • Юрий Ильинов
    Zeit: Шольц считает, что у России нет оснований ссылаться на труды Канта БЕРЛИН, 23 апреля. /ТАСС/. Канцлер ФРГ Олаф ...Деда Байден: своб...

Доспехи и оружие Тюдоров

Вячеслав Шпаковский

Доспехи и оружие Тюдоров
Вот он какой: король Генрих VIII. Известен своим многоженством и оставшимися после него прекрасными рыцарскими доспехами, причем судьбу его жен английские школьники заучивают при помощи занятной мнемонической фразы: «развелся – казнил – умерла – развелся – казнил – пережила». Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего. Национальная галерея старинного искусства, Рим



Я нынче здесь не для веселья, нет!
Картины прошлых лет и страшных бед,
Где рядом с троном стоны и измены,
Величием волнующие сцены
Представим вам сейчас. Добряк иной
В раздумье скорбном и всплакнет порой -
Тут есть над чем. Кто платит за билеты,
Надеясь правду здесь постигнуть где-то,
Ее найдет. А кто от пьесы ждет
Лишь двух-трех ярких сцен, не упрекнет
Нас за ошибки, и оно понятно:
Всего за шиллинг проведет он знатно
Здесь два часа. И только разве тот,
Кто ради сальностей сюда придет,
Или боев с мечами и щитами,
Иль сцен забавных с пестрыми шутами,
Обманется. Поверьте, господа,
Никак бы нам не миновать стыда,
Когда б высоты правды мы смешали
С шутами и щитами в этом зале.
(Вильям Шекспир «Генрих VIII»)


Музейные собрания рыцарских доспехов и оружия. Когда в 1511 году Генрих VIII основал небольшую мастерскую в Гринвиче, неподалеку от королевского дворца, и посадил туда итальянских мастеров из Милана, а затем добавил в их команду еще и фламандцев, никто и не подозревал, что таким вот образом будет создан совершенно неповторимый «Гринвичский стиль» рыцарских доспехов. Он ощущал себя великим государем, но, когда в 1514 году император Максимилиан I прислал ему в подарок великолепные доспехи с «тонлетом», работы Конрада Зойзенхофера из Инсбрука, он ответить ему тем же не смог.


Еще один «обидный подарок» Максимилиана I Генриху VIII: конские чеканные доспехи – «Бургундский бард» (1510 г.) работы Гиллема Марго, с украшениями Пола ван Вреланда


И это был ужасный удар по его самолюбию и, уж конечно, по престижу его королевства. Поэтому на следующий год он выписал в Лондон бронников уже из самой Германии, которых называли «алеманами». В 1516 году мастерскую перебазировали в Саутворк, в 1521–1525 гг. опять возвратили в Гринвич, где она уже оставалась вплоть до 1637 года.

Хотя доспехи и должны были, по мысли Генриха VIII, воспроизводить германские, они тем не менее несли в себе как германские, так и итальянские черты, в связи с чем гринвичские доспехи, хоть и изготовлялись германскими мастерами (при участии английских подмастерьев), выделяются исследователями в отдельный стиль.

Ну, а цель у этой мастерской с самого начала была только одна: бросить вызов оружейникам и монархам всех сопредельных стран изготовлением доспехов столь роскошных, чтобы в них Генрих вызывал бы у них самую черную зависть. И мастерская его надежд не обманула. Для него было изготовлено несколько комплектов рыцарских доспехов. Причем сегодня нам очень повезло в том, что многие из них сохранились до наших дней, пусть даже от некоторых остались лишь отдельные фрагменты. Ну, а в годы правления Марии и Елизаветы латы, которые делали в королевской мастерской, получили возможность заказывать и их придворные.

Собственно, «гринвичский стиль» выработался у мастеров этой мастерской не сразу, а лишь во второй половине века. Так, модель шлема «армэ», появившаяся в Германии, после 1525 года получила здесь свое развитие за счет крепления нащечников на шарнирах, причем выпускали их до 1615 года. Гринвичские забрала отличала характерная форма «волнореза» или «носа корабля». Ну и, конечно, бросающаяся всем в глаза декоративность.


Доспехи 1540 года. О которых сегодня и пойдет наш рассказ. Королевский Арсенал, Башня Тауэр, Лондон


Знакомство с латами Генриха VIII, созданными в Гринвичской мастерской, думается, следует начать с доспеха 1540 года. Вероятно, его сделали для Вестминстерского турнира, который должен был состояться в том же году. Он украшен травлением и позолотой в стиле школы Гольбейна. Причем, отметим, что это был опять же гарнитур.

Изначально тяжелые полевые доспехи имели набор деталей для конверсии их в турнирные, причем как для конного боя, так и для пешего. Набор для пешего боя не имел сабатонов и копейного крюка, который был пехотинцу не нужен. Бедра тоже защищены лишь тассетами, что в целом уменьшает вес доспеха, тяжесть которого облаченный в них человек носит уже только на своих плечах.


Эти же доспехи. Вид сзади. 


Такие гарнитуры появились около 1500 года и оказались просто находкой и для оружейников, и для их клиентов. Первые теперь могли иметь больше заказчиков, меняя в уже сделанных доспехах лишь отдельные детали, ну а рыцари… экономили на снаряжении немалые деньги.


А вот во что можно было эти доспехи превратить: слева – трехчетвертные латы всадника конницы копейщиков, справа – командира пехоты. 


Зато украшение доспехов стало обязательным, так что… вся экономия обернулась лишь новыми расходами!

Так, в начале XVI столетия узоры на доспехи наносили с применением грабштихеля (острый резец со скошенными кромками), что было весьма трудоемким и дорогим делом. Но тогда же начали широко применять травление кислотой. И именно оно вышло на первое место среди технологий украшения доспехов. Хотя в последней четверги века некоторые из них стали покрывать даже штампованными рисунками и узорами.


Дополнительные детали, превращающие эти доспехи в турнирные: деталь, прикрывающая грудь, и часть шлема слева – грандгарда; деталь на верхнюю часть руки – пасгарда, крепилась на локте при помощи шплинта; и, наконец, манифер – защита для латной перчатки на левой руке. 


Первый метод заключался в том, что кислоту наливали на поверхность, рисунок на которой был процарапан иглой на воске. Второй метод, вошедший в практику где-то в 1510 году в Германии и на десяток лет позднее в Италии, заключался в том, что защитный слой теперь наносили кисточкой, а иглу использовали лишь для прорисовки самых мелких деталей. Совершенно гладкая поверхность вышла из моды, зато модной стала поверхность зернистая. И чтобы ее получить, был придуман способ разбрызгивать по поверхности металла крошечные капельки воска. Потом металл обрабатывали кислотой, а воск удаляли либо наносили повторно.


Отверстия для дыхания на забрале. 


Германия оказалась первой страной, где оружейники применили эту технологию и стали так украшать гладкие пластины итальянских доспехов. Поскольку обработка кислотой позволяла очень быстро украшать доспехи, этот прием в деле превращения лат в произведения искусства сделался наиглавнейшим. Причем в Гринвиче использовалась сначала технология итальянская. Но после 1570 года тамошние мастера переняли немецкую практику, добавив, правда, своего английского колорита.


Набедренник «кюис», наколенник, наголенник «грив». Края всех деталей отделаны золоченой каймой. 


Глубоко травленые узоры заполнялись чернью. А вот поверхностное, зернистое травление покрывалось позолотой. Причем использовался кузнечный, ртутный метод, когда золото растворяли в ртути, наносили получившуюся золото-ртутную амальгаму на металл, после чего подвергали деталь нагреванию. Ртуть испарялась – так что для такого метода требовалась очень хорошая вентиляция, а золото намертво соединялось с металлом доспехов. Применялось и фольгирование. Но оно было дороже. А, кроме того, на металл приходилось наносить очень мелкое рифление, чтобы фольга хорошо с ним соединилась.


Узкая кайма травленных и позолоченных узоров на доспехе Генриха VIII. 


Точно таким образом иногда использовали серебряную фольгу. При том, что наиболее известным примером подобной техники являются латы и конские доспехи Генриха VIII, сделанные в 1515 году.

Золочение применяли по краям пластин и деталей или же на декоративных полосах. Иногда, если финансы заказчика позволяли, золотили фон, оставляя на выступающей из него фигуре цвет стали. Или же делали так: фон и линии рисунка чернили (характерная германская работа) и тогда из черного фона выступал белый полированный металл. Поверхность можно было покрасить путем контролируемого нагрева, что давало темно-синий или же красновато коричневый цвет поверхности. В экономной Германии доспехи также красили, но такие «дешевые доспехи» у высокопоставленных людей в Англии не встречались. Надеть их придворному короля или королевы означало не только покрыть себя несмываемым позором, но и… оскорбить их взыскательный взор!


Латная рукавица. 


При Генрихе VIII вошли в моду и чеканные с изнанки латы. Такие доспехи, конские, подарил Генриху император Максимилиан. Чеканку использовали и для изготовления гротескных забрал турнирных шлемов, что, правда, было больше характерно для Германии, хотя шлемы с «лицами» известны и в собраниях Швеции, и в той же Англии.

Дамасская техника украшения металла мельчайшими насечками, которые заполнялись золотом либо серебром, также использовалась. Однако в Англии – редко. Украшали доспехи и золотыми, и серебряными чеканными пластинками, и даже драгоценными камнями, причем даже в начале XVI столетия.


Латная запирающаяся перчатка для турнира. Пальцы стопорились в сжатом положении поворотным крючком, в результате разжать руку и выронить из нее оружие становилось невозможно. 


К 1540 году, то есть к дате, выгравированной на этом доспехе, 49-летний и толстый Генрих VIII уже не был тем красивым и статным мужчиной, который участвовал в состязаниях на Поле Золотой парчи в 1520 году. Тем не менее король по-прежнему жаждал всеобщего восхищения и, что особенно важно, явно хотел произвести впечатление на свою новую королеву Анну Клевскую. Считается, что этот доспех Генриха VIII был сделан для Первомайского турнира, проходившего в Вестминстерском дворце в 1540 году.


Из-за того, что король сильно раздался в талии, нужно было равномерно распределить вес доспехов по телу. Для этого в них была предусмотрена любопытная деталь, показанная на этом фото – нагрудная пластина, которую следовало носить на груди на ремнях, которые проходили по плечам и вокруг талии. Через пластину проходил винт, который вставлялся в отверстие на кирасе и закреплялся на ней «гайкой с ушами». Причем пластина в свою очередь состояла из трех пластин, подвижно сочлененных и благодаря этому плотно прилегавших к телу. 




Гульфик доспеха 1540 г. 


Именно Генрих VIII ввел при своем дворе моду на гульфики. И нет ничего удивительного, что эта деталь была и на изготовленных для него доспехах – ну как же без него…


Для пехотного варианта этого гарнитура и гульфик был кольчужным, на подобии трусов. Внешний диаметр колес вот этих «трусов» составлял 10,5 мм, а внутренний – 7,6 мм. Вес у них был немалый – 3,2 кг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 


А вот это гульфик от доспеха 1540 г. из металлической пластины. Вид спереди. 

 


Этот же гульфик, вид сбоку. 


Доспехи были искусно «спроектированы» так, чтобы соответствовать значительным размерам Генри, и одновременно сужаться к талии и бедрам, чтобы не так бросалось в глаза насколько он разжирел. Изготовителем доспехов был Эразм Киркенар, мастер Королевской оружейной мастерской в Гринвиче. Доспех украшен узкими гравированными и позолоченными бордюрами, большей частью заполненными волнистой листвой. Однако в двух наборах усиливающих пластин для рыцарского турнира использовались рисунки русалок из «Английского альбома эскизов» («Английский альбом для рисования») (1534–1548) Ганса Гольбейна Младшего. Личность гравера остается неизвестной. Возможно, это был флорентийский художник Джованни да Майано (около 1486–1542) или Франциск Кельблаунш, гравер королевских доспехов 1539 года.


Для сравнения: первый доспех – короля Карла I 1612 г., второй позади него – Генриха VIII 1540 г. 


О доспехе Карла I рассказ еще впереди…

Картина дня

наверх