На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 448 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Эксперт рассказал о существенных недостатках истребителей F-16 Эксперт де Латтр: F-16 не принесут армии Украины знач...На арене цирка: б...
  • Юрий Ильинов
    Ди Вэнс: математика опровергает любые фантазии о «победе Украины» Все ведущие западные СМИ сейчас стараются навязать...На арене цирка: б...
  • Traveller
    "Верблюд-фильм" во всей своей красе! Как были дикарями, так дикарями и остались!Жузы, кланы, чёрн...

Главный редактор «Ярославских страниц» побывал в экспедиционном штабе Федора Конюхова

Главный редактор «Ярославских страниц» побывал в экспедиционном штабе Федора Конюхова

 

 

13 мая 2015 в австралийском городе Мулулаба состоялось открытие мемориальной доски, посвященной переходу известного российского путешественника Федора Конюхова на весельной лодке «Тургояк» через Тихий океан от Чили до Австралии в 2014 году. Идея принадлежала мэрии города Саншайн Коаст и была озвучена еще 31 мая 2014 в день прибытия Федора Конюхова в Австралию. Австралийцы сдержали свое слово и, спустя почти год, за свой счет установили памятный знак, посвященный российскому океанскому гребцу.

 

Памятная доска в городе Мулулаба в Австралии

 

А накануне, 12 мая, главный редактор газеты «Ярославские страницы» Антон Семенов совместно с исполнительным директором журнала «Отдых в России» Олегом Злобиным посетили экспедиционный штаб прославленного мореплавателя.

 

Он находится неподалеку от станции метро Павелецкая, во дворе жилого дома. Это небольшое двухэтажное здание, у стен которого установлены статуи Иоанна III Великого, Сергия Радонежского, известных адмиралов Ушакова,  Нахимова, путешественника Семена Дежнева. Здесь же во дворе стоит часовня в честь святого адмирала Федора Ушакова в память погибшим морякам и путешественникам.  А рядом с ней стоит якорь, подаренной Крымской таможней в год воссоединения с Россией. Говорят, часовня будет перевезена на родину адмирала. Здесь же мы видим несметное количество якорей и памятных досок: Чкалову, Родионову, Гумилеву, Селезневу и многим другим.

 

 

 

 

Часовня в честь адмирала Ушакова

 

Внутри: кабинет помощников Федора Конюхова - членов штаба, гостиная, рабочий кабинет. Огромное количество картин и икон развешано по стенам. Оказывается, Федор Конюхов - священник Русской Православной Церкви Московского Патриархата, протоиерей. В 2010 году в день Святителя Николая Чудотворца он был рукоположен в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья.

 

Стол Федора Конюхова

 

Мало кто знает, что Федор автор более 3 тыс. картин, академик Российской Академии Художеств, участник российских и международных выставок. Картины очень интересны и необычайно красивы. На некоторых стоят подписи. Например, такая: «Океан меня отделил от людей, я нахожусь в другом измерении, здесь больше полагаюсь на свое шестое чувство, чем на ум, как там, на суше, большинство людей живут умом, он им нужен, он для них - все. Но только не здесь, когда над тобой бездна и под тобой бездна, здесь все твое тело и вся твоя душа сливаются с этой космической вечностью. 10 октября 1998 года. Атлантика» и координаты. Можно предположить, что писал ее путешественник прямо в лодке, переплывая Атлантический океан. Узнать его мысли легко - прочите, что написано на картине.

 

Кресло Федора Конюхова

 

Кругом на стенах замечательные картины мореплавателя

 

 

Вся мебель изготовлена из цельных пород дерева, к потолку подвешены якоря. На стене в кабинете доска с письмами поддержки, телеграммами, в том числе от президента Владимира Путина. Он поздравляет Федора с днем рождения и началом новой страницы его биографии - экспедицией на весельной лодке через Тихий океан к берегам Австралии, с которой мы начали свой рассказ.

 

 

 

И вот мы уже обсуждаем новые планы и совместные проекты с сотрудниками штаба, берем интервью, фотографируемся. И все мы чувствуем, как бы заряжаясь неуемной энергией Конюхова, что впереди у нас новые, доселе невиданные горизонты!

 

Олег Злобин берет интервью у председателя РОД "Доблесть Отечества" Олега Баканача

 

Наша справка:

Федор Конюхов родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря, село Чкалово (Троицкое), Приазовского района, Запорожской области, Украина. Отец-Филипп Михайлович, потомок рыбаков-поморов из Архангельской губернии, мать-Мария Ефремовна, уроженка Бессарабии.

 

Выпускник Одесского мореходного училища по специальности судоводитель. Выпускник Бобруйского художественного училища (Беларусь). Ленинградское арктическое училище по специальности - судовой механик. 

 

С 1974 по 1995 проживал в городе Находка, Приморского края. Почетный житель города Находка (Приморский край). С 1995 по настоящий день проживает в Москве.

 

В 1983 году принят в Союз художников СССР. С 1996 года член Московского Союза Художников (МСХ), секция "Графика", с 2001 года также состоит в секции МСХ "Скульптура". Награжден Золотой Медалью Российской Академии Художеств, Академик Российской Академии Художеств.

 

Член Союза Писателей РФ. Автор четырнадцати книг.

 

Капитан Дальнего плавания. Яхтенный капитан. Совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику на парусных яхтах, один раз на весельной лодке «Уралаз». Заслуженный Мастер Спорта.

 

Награжден орденом Дружбы народов СССР за трансарктическую лыжную экспедицию «СССР - Северный полюс - Канада! (1988 год).

 

Действительный член Русского Географического Общества.

 

 

Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов).

 

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест).

 

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «7 Вершин мира» - подняться на высочайшую вершину каждого континента.

 

23 мая 2010, в день Святой Троицы, рукоположен в дьяконы. 19 декабря 2010, в день Святителя Николая Чудотворца, рукоположен в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья. Был рукоположен Епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом (Масленников).

 

2014 - Награжден Золотой медалью РГО имени Миклухо-Маклая за переход через Тихий океан на весельной лодке.

 

Женат. Жена Ирина Анатольевна Конюхова. Сын Оскар, дочь Татьяна, сын Николай. Внук Филипп, внучка Полина, внук Аркадий, внучка Кейт, внук Итэн, внук Блэйк.

 

 

За что русские должны быть благодарны Миллеру?

 
Г.Ф. Миллер
Г.Ф. Миллер

В одной из прошлых статей мы достаточно поверхностно касались темы современного антинорманизма и антинорманистов. Сегодня хотелось бы затронуть ещё один вопрос, тесно связанный со всей этой историографической проблематикой, - Ломоносово-Миллеровский спор и непосредственно фигуру Г.Ф. Миллера в Российской науке.

Будучи сыном вестфальского ректора гимназии, внуком вестфальского профессора права и восточных языков и теологии и племянником профессора права в Ринтельне и Галле, Герхард Фридрих Миллер (или Мюллер) принадлежал к имперскому дворянству. Своё школьное образование он получил в отцовской гимназии, а до приезда в Россию год отучился в Лейпцигском университете. Приехал он одновременно с другим известным немецким историком, Готлибом Зигфридом Байером, который на тот момент, в отличие от нашего героя статьи, уже имел степень магистра от Лейпцигского университета и до этого преподавал в Кёнингсбергском университете. (Байер, к слову, непосредственно русской историей слабо интересовался (недаром его упрекают в том, что за двенадцать лет проживания в России он не выучил русского языка), продолжая заниматься Древним Востоком. Тем не менее, им было опубликовано несколько статей в 1730-х годах, посвящённых предыстории Древней Руси, где он, в частности, опровергая появившееся в летописных сводах только в XVI в. сказание о призвании Рюрика из Пруссии, выдвигает тезис о том, что варяги были из Скандинавии. Однако Байеру, недовольному академическими порядками в Петербурге и находившемуся в постоянной ссоре с Иоганном Шумахером, фактическим руководителем Академии, в России не нравилось, и он постоянно пытался вернуться на родину. В конце концов, Байер добился увольнения в 1736 году, но не успел уехать, скончавшись от горячки в феврале 1738 года.)

 
Г.З. Байер
Г.З. Байер

Вернёмся, однако, к Миллеру. Не секретом является тот факт, что поначалу им двигало стремление к хорошей карьере и роскошной жизни. Тем удачным для него было покровительство упомянутого Шумахера, который продавил назначение молодого протеже редактором академического журнала «Санкт-Петербургские ведомости» с «Примечаниями» и его избрание в академики уже в 1731 году. Однако после своей поездке за рубеж, по возвращении с ней в 1732-м году, если быть точнее, Миллер обнаружил, что лишился его расположения, а их дружба сменилась взаимной неприязнью и враждой. Тогда же намечалась новая Камчатская экспедиция (также называемая Великой Северной), и Миллер, который, очевидно, видел в ней хорошие перспективы (публикации, новые открытия, известность в Европе) и решил хоть на время спастись от интриг в Академии, напросился поучаствовать в ней. Хоть до Камчатки он и не доехал (из-за того, что не смог ужиться с Берингом), но зато объездил главнейшие пункты Западной и Восточной Сибири и тщательно исследовал местные архивы. Вернулся в Петербург он только в 1743-м году.

Тут мы скажем пару слов о том, за что Россия должна благодарить немецкого исследователя (путешествовавшего, к слову, с другим видным немцем – Иоганном Георгом Гмелином, бывшего естествоиспытателем, ботаником, этнографом, профессором и действующим членом Петербургской Академии наук). Во-первых, это археологические исследования: он не только организовывал раскопки в Сибири, но и систематически описывал их. Во-вторых, этнографические изыскания: Миллер, изучая языки, быт, фольклор и культуру мансей, хантов, эвенков, бурятов, якутов, устанавливал их связи между собой и строил гипотезы об их древних переселениях, что было большим шагом вперёд по сравнению с «кабинетной этнографией» XVIII века. Однако, пожалуй, главной заслугой Г.Ф. Миллера было собрание им самых разнообразных документов из архивов сибирских городов: грамот, указов, отчётов, дарственных, купчих, летописей и т.д. Миллер вернулся в Петербург в 1743 году с 38 фолиантами копий и выписок из сибирских архивов и засел за «Историю Сибири», где впервые в России поставил проблему источника (то есть четко разграничил собственный текст и текст источника, что было для русской науки XVIII века в новинку), а также подготовил обширные приложения: летописи и грамоты, собранные в Сибири. Это было первое в России оригинальное крупное научное историческое сочинение, содержащее критику источников, концептуальную идею и логику изложения.

Несмотря на очевидный вклад Миллера в русскую историческую науку, карьера его развивалась далеко не безоблачно. В 1746 году Академию наук возглавил Кирилл Григорьевич Разумовский, однако фактически делами заправлял его наставник (и, возможно, любовник) Григорий Теплов; при этом главой канцелярии оставался всё тот же Шумахер. Тем не менее, Миллеру предложили должность ректора университета при Академии наук и придворного историографа. В то же время в Германию уезжает и не возвращается больше в Россию Иоганн Гмелин (который должен был уехать всего на год и продолжать выполнять свою работу), а, поскольку его поручителями были Миллер и Ломоносов, Миллера начинают таскать по допросам, устраивать обыски, а впоследствии даже вскрыли некое частное парижское письмо, адресованное ему, вычитали что-то «не то» и поинтересовались, не распространяет ли историограф какой-нибудь клеветы на Россию за границей.

 
Иоганн Гмелин
Иоганн Гмелин

Наконец, знаменательным моментом должно было стать прочтение Миллером на торжественном собрании по случаю 25-летия Академии 6 сентября 1749 года лекции «О происхождении народа и имени русского»; при этом при её подготовке во многом он пользовался теми самыми статьями Байера. Основной опорой на точку зрения о скандинавском происхождении слова «русь» послужили два источника – «Повесть временных лет» и трактат «Об управлении империей» Константина Багрянородного. В первом случае доказательством служил данный отрывок: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманы и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти». А во втором – описание порогов на Днепре, где приводятся их славянские и росские названия, которые имели скандинавские корни; при этом славян Константин называет данниками росов. Слово же «русь» связано с финским названием шведов Ruotsi.

Однако собрание было отложено, и из-за обрушившегося на Миллера с ожесточённой критикой М.В. Ломоносова Академией была назначена комиссия для проверки работы Миллера. Разумеется, Ломоносов не признавал различия между славянами и росами, а русские названия днепровских порогов возводил к славянским корням. Нетрудно заметить его политическую предвзятость: «Правда, что господин Миллер говорит: «прадеды ваши от славных дел назвались славянами», но сему во всей своей диссертации противное показать старается, ибо на всякой почти странице русских бьют, грабят благополучно, скандинавы побеждают, разоряют, огнём и мечом истребляют; гунны Кия берут с собой на войну в неволю» (пишет Ломоносов в «Репорте в Канцелярию Академии наук» от 16 сентября 1749 года). Для Ломоносова самым главным было не установление исторической справедливости, не попытка добраться до истины, но то, что «не предосудительно ли славе российского народа будет, ежели его происхождение и имя положить толь поздно, а откинуть старинное, в чем другие народы себе чести и славы ищут. При том также искуснейшим на рассуждение отдаю, что ежели положить, что Рурик и его потомки, владевшие в России, были шведского рода, то не будут ли из того выводить какого опасного следствия. В публичном действии не должно быть ничего такого, что бы российским слушателям было противно и могло бы в них произвести на Академию роптание и ненависть. Но я рассуждаю, что они, слыша в сей диссертации толь новое свое происхождение, на догадках основанное, проименование свое от чухонцев, презрение древних своих историй и частые россиян от шведов разорения, победы, порабощения и опустошения, о которых они прежде не слыхали, конечно не токмо на господина Миллера, но и на всю Академию и на ее командиров по справедливости вознегодуют».

 
М.В. Ломоносов
М.В. Ломоносов

Миллер оказался уволен со своих академических должностей, понижен, жалованье ему было урезано, а, поскольку он был к тому моменту российским подданным, то и уехать никуда не мог. Хотя в 1751 году его восстановили в звании академика и вернули жалованье, вплоть до 1760 года, когда патриотический накал чуть спал, Миллер вынужден был нехотя признавать теорию роксоланов. Впоследствии, правда, работа «О происхождении народа и имени русского» им была всё же опубликована.

Историки отмечают потрясающую трудолюбивость Миллера. Вплоть до своей смерти в преклонном возрасте в 1783-м году он не переставал работать: вначале над «Историей Сибири», затем хлопотал над изданием Татищевской «Истории», наконец, работал в московских архивах. Так, в письме 1778 года (Миллеру было 73) он писал: «Я все еще довольно свеж и способен к работе, однако ж начинаю страдать одышкою, против которой должна помочь перемена воздуха и движение. Дай Бог! Попробуем». Хотя Миллер запомнился преимущественно разработкой «норманской» теории, для русской исторической науки он сделал многое. И помнить об этом, прежде чем пытаться из псевдопатриотического стремления обвинить его в чём-то, надо.

 

Картина дня

наверх