На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 448 подписчиков

Свежие комментарии

  • Traveller
    Ещё бы неплохо отправить на историческую родину всех армян, оккупировавших полМосквы и практически всю Ростовскую обл...Армения и все тяж...
  • Александр Ткаченко
    Самое главное что бы Россия больше не лезла с помощью "братскому народу". Визовый режим и пускай сами хлебают ими сва...Армения и все тяж...
  • Юрий Ильинов
    Президент Грузии пообещала наложить вето на закон об иноагентах на фоне массовых протестов в Тбилиси В Грузии продолж...Цели и задачи укр...

Иезуитское государство в Южной Америке

Рыжов В. А.


У существующего и в наши дни ордена иезуитов (15 842 членов в 112 странах мира в 2018 году, 11 389 из них имели сан священника) ужасная репутация. Выражение «иезуитские методы» давно стало синонимом беспринципных действий. Часто цитируются слова Иньиго (Игнатия) Лойолы:


«Входите в мир кроткими овцами, действуйте там, как свирепые волки, и, когда вас будут гнать, как собак, умейте подползать как змеи».


Основателю ордена многие приписывают и авторство знаменитой фразы «цель оправдывает средства». Между тем ещё в 1532 году близкое по смыслу выражение в книге «Государь» использовал Никколо Макиавелли.

Другой вариант фразы принадлежит английскому философу Томасу Гоббсу. Но Блез Паскаль в своей работе «Письма к провинциалу» вложил в уста некоего иезуита слова:

«Мы исправляем порочность средств чистотою цели».


Наконец, эта фраза появилась в «Книге нравственного богословия» иезуитского писателя Антонио Антонио Эскобар-и-Мендозы. На самом же деле девиз ордена иезуитов – «К вящей славе божьей».

Иезуитское государство в Южной Америке
Герб иезуито


Общее отношение к иезуитам выражает цитата из пародийной «Всеобщей истории, обработанной Сатириконом»:

«Иезуитский орден есть такой орден, который все человечество, помимо всякого желания, уже несколько веков носит на своей шее. К сожалению, люди до сих пор не научились вешать этот орден как следует».


(Видимо, предполагается, что его членов следует «вешать за шею»).

Даже просветительская деятельность иезуитов (успехи в которой были неоспоримы и весьма велики) ставится в упрек ордену: мол, берут невинных детей и превращают их в фанатичных, но лицемерных чудовищ.

Черная легенда


Между тем можно услышать мнение, что иезуитов оклеветали члены других религиозных орденов. И сделать это они могли из чувства элементарной зависти. На их репутации тоже немало черных и кровавых пятен. Доминиканский орден, например, традиционно поставлял судей в инквизиционные трибуналы, а руки его основателя были в крови даже не по локти, а по самые плечи. Но иезуиты, словно громоотвод, отвлекали и отвлекают все внимание на себя.

Уже в 1551 году августинский монах Джордж Браун сравнил иезуитов с фарисеями и обвинил их в стремлении «уничтожить истину». Затем против иезуитов выступил доминиканец Мельчор Кано. В дальнейшем были сочинены некоторые фальшивые документы, в которых иезуитам приписывалось стремление к всеобъемлющей власти, добиваться которой следовало любой ценой, не брезгуя и самыми грязными методами. Некоторые авторы называли иезуитов наследниками тамплиеров и утверждали, что именно они являлись первыми иллюминатами.

Основания для зависти имелись. «Конкуренты» иезуитов были менее фанатичны и действовали не столь эффективно. Известно предание о богословском диспуте иезуитов и августинцев. Когда теоретические тезисы не выявили преимущества ни одной из сторон, было решено перейти к практике. По приказу главы иезуитской делегации, один из сопровождавших его монахов взял в ладонь пылающие угли из очага и прошел с ними вдоль присутствующих. Августинцы к такому состязанию оказались не готовы и признали свое поражение.

Даже Ватикан оценивал деятельность «Общества Иисуса» весьма противоречиво. С одной стороны, к лику святых причислен 41 иезуит (в том числе, сам Лойола), к лику блаженных – 285.


П. Рубенс. St. Ignatius of Loyola


А на этой иконе мы видим Франциска Ксавье, это один из первых 6 учеников и соратников Лойолы.


Saint François Xavie, святой покровитель Австралии, Новой Зеландии, Китая, Индии, Японии и Борнео, патрон всех иностранных миссий, с 1952 года – покровитель туристов


С другой стороны, орден иезуитов был официально запрещен Ватиканом с 1773 по 1814 годы, но сумел выжить (в том числе и с помощью открывшей для него двери в Россию Екатерины II).

Истина, как всегда, посередине. Так, Джон Баллард был казнён за соучастие в заговоре с целью убийства Елизаветы Английской, Генри Гранат – за участие в Пороховом заговоре. А Педро Аррупе возглавил первую группу спасателей в подвергшейся атомной бомбардировке Хиросиме. Астроном Христофор Клавиус создал окончательную версию григорианского календаря, Оноре Фабри объяснил голубой цвет неба. Цветок камелия получил свое название в честь чешского иезуита – ботаника Георга Йозефа Камеля. Франсиско Суарес первым заговорил о международном праве, критериях справедливой и умеренной войны и даже о праве свергать монархов.

Наряду с действительно мрачными и неприглядными страницами истории этого ордена (которые никто не собирается отрицать), иезуиты порой демонстрировали поразительные успехи в самых неожиданных областях. Одним из самых удивительных эпизодов мировой истории является создание ими в Южной Америке успешного и устойчивого (существовало более 150 лет!) государства, гражданами которого стали местные индейцы гуарани.

Гуарани Южной Америки


Любопытно, что индейцы племен гуарани были каннибалами и свое знакомство с европейцами начали с того, что съели командира одного из конкистадорских отрядов – дона Хуана де Солиса. Впрочем, этот каннибализм носил ритуальный характер: обычно съедали самых доблестных и сильных врагов, в число которых, видимо, и был зачислен де Солис. А в 1541 году одно из племен гуарани сожгло Буэнос-Айрес.


Guarani, Paraguay


В переводе на русский язык слово guarani означает «воин», однако на фоне других племен эти индейцы особой воинственностью не отличались и были склонны к оседлому образу жизни.

Гуарани практиковали подсечно-огневое земледелие, оставаясь на одном месте в течение 5–6 лет. Когда почва истощалась, они всем племенем переходили на другое место. Также они разводили птиц и свиней, занимались охотой и рыбной ловлей. Первыми проповедовать христианство среди гуарани начали францисканцы. Особо выделить следует Луиса де Боланьоса, который первым выучил язык гуарани и даже перевел на него часть религиозных текстов. Но именно иезуиты потом так успешно работали с этими индейцами, что Монтескье писал:

«В Парагвае мы видим пример тех редких учреждений, которые созданы для воспитания народов в духе добродетели и благочестия. Иезуитам ставили в вину их систему управления, но они прославились тем, что первые внушили жителям отдаленных стран религиозные и гуманные понятия».


А Вольтер и вовсе назвал эксперимент парагвайских иезуитов «в некоторых отношениях триумфом человечества».

Что такое Парагвай


Сразу скажем, что территории современного Парагвая и Парагвайского государства иезуитов не совпадают. Испанские колониальные власти считали Парагваем территорию, включающую в себя также часть земель современных Боливии, Аргентины и Уругвая. Этот Парагвай входил в состав вице-королевства Перу и подчинялся губернатору Асунсьона. А иезуитская провинция Парагвай и вовсе включала в себя всю Аргентину, весь Уругвай и современную бразильскую провинцию Рио-Гранде-до-Сул.

Иезуиты в Южной Америке


Как же все начиналось и почему орден, вообще, взял под опеку это племя?

Иезуиты принимали самое активное участие в миссионерской деятельности на вновь открытых землях Африки, Азии и Америки. На побережье Южной Америки (территория современной Бразилии) первые иезуиты прибыли в 1549 году. И уже в 1585 году они появились на землях современного Парагвая.

В 1608 году король Испании Филипп III обратился к иезуитам с просьбой отправить к гуарани своих миссионеров. Иезуиты к этому поручению отнеслись очень серьезно. Первое поселение крещенных ими индейцев («редукция» – reducir, от испанского «превращать, обращать, приводить к вере») было основано уже в марте 1610 года. Оно получило название Нуэстра Сеньора де Лорето.


Редукция Нуэстра-Сеньора-де-Лорето на гравюре XVIII века


Среди индейцев желающих поселиться в нем оказалось столь много, что уже в 1611 году, была основана новая редукция – Сан-Игнасио-Гуасу.

В том же 1611 году иезуиты добились освобождения своих подопечных от уплаты налогов сроком на 10 лет. В 1620 году количество редукций увеличилось до 13, а их население составляло порядка 100 тысяч человек. Через 10 лет, в 1630 году, редукций было уже 27. Всего же иезуитами была создана 31 редукция.

Португальские бандейры против иезуитских редукций


Однако территория, которую занимали гуарани, была проблемной. Она находилась на стыке владений Испании и Португалии. И португальские бандейры «паулистов» (отряды охотников за рабами из Сан-Паулу) регулярно совершали набеги на эти земли. Для португальцев бандейранты были героями-первопроходцами.

Испанцы оценивали их деятельность совсем иначе. В документах тех же иезуитов говорится, что бандейранты «больше похожи на диких зверей, чем на разумных людей». Называли их также «людьми без души, что убивают индейцев как животных, независимо от возраста и пола». Вначале бандейранты истребили либо обратили в рабство «ничейных индейцев». Потом пришла очередь гуарани, которые числились подданными испанской короны.

Результатом таких действий стало резкое сокращение численности индейцев этого племени. Иезуиты скоро убедились, что решить проблему этих набегов они не в состоянии. Первое нападение паулистов на редукцию зафиксировано в 1620 году: было полностью разрушено поселение Инкарнасьон, в рабство уведены несколько сотен индейцев.

В 1628–1629 годах португальская бандейра под руководством Антониу Рапозу Тавариша восточнее реки Парана разгромила 11 из 13 находившихся там редукций.

В 1631 году паулисты разрушили 4 редукции и увели в плен около тысячи индейцев. В этом году иезуиты вынуждены были эвакуировать часть оставшихся поселений. С 1635 года набеги бандейрантов стали ежегодными.

В 1639 (по другим данным – в 1640) году иезуиты добились от властей разрешения на вооружение индейцев. А в 1640 году удалось получить от римского папы буллу, запрещающую обращать в рабство крещеных индейцев. Для бандейрантов вооружение индейцев имело самые печальные последствия: их экспедиции 1641, 1652 и 1676 годах полностью провалились и закончились практически военной катастрофой.

Переселение индейцев


Тем не менее иезуиты решили увести своих подопечных подальше от португальцев.

В 1640 году они организовали уже массовое переселение индейцев на внутренние земли материка. Их авторитет был уже настолько высок, что индейцы беспрекословно следовали за ними. В конечном итоге, новые редукции были построены в труднодоступной местности между Андами и реками Парана, Ла-Плата, Уругвай. В настоящее время это приграничные территории трёх стран – Аргентины, Бразилии и Парагвая. Именно здесь иезуиты создали свое индейское государство, память о котором жива до сих пор: во всех этих странах области, ранее им занимаемые, называются Misiones («Миссии») – так называли свои земли сами иезуиты.


Редукции иезуитов. Напомним, что территории иезуитской провинции Парагвай и современного государства Парагвай не совпадают


Территория, которую заняли теперь ведомые иезуитами индейцы, была отдалена от торговых путей, не имела ценных природных ресурсов и потому была мало интересна для властей.

Таким образом, иезуиты построили свое государство вопреки обстоятельствам, и его экономическое благополучие вызвало немалое удивление современников.

Государство парагвайских иезуитов


Идея создания социального христианского государства, как полагают, принадлежит двум иезуитам – Симону Мацете и Катальдино. Некоторые исследователи считают, что этот проект они разрабатывали под влиянием идей Томмазо Кампанеллы, особенно его книги «Город Солнца», изданной в 1623 году. По их замыслу, в редукциях следовало организовать правильную религиозную жизнь, которая должна была ограждать новообращённых от соблазнов и способствовать спасению их душ. Поэтому во всех редукциях не жалели денег на строительство богато украшенных храмов, посещение которых было обязательным.

Практическое осуществление этих идей выпало на долю Диего де Торреса и Монтохи. Первый из них в 1607 году стал настоятелем парагвайский «провинции». Ранее де Торрес вел миссионерскую деятельность на территории Перу. Некоторые идеи государственного устройства он явно позаимствовал у инков.

В 1645 году иезуиты сумели получить от Филиппа III важнейшую привилегию: светские власти теперь не имели права вмешиваться в их деятельность. Руки у «святых отцов» были окончательно развязаны, и они получили возможность провести свой грандиозный социальный эксперимент.

У сообщества редукций появились все признаки государственности: центральная и местная власть, собственная армия, полиция, суд и тюрьмы, больницы. Число редукций скоро достигло 31, население каждой из них варьировало от 500 человек до 8 тысяч. Некоторые исследователи утверждают, что население самой крупной редукции, носившей имя Франциска Ксавье, в какой-то момент достигло 30 тысяч человек.

Все редукции были построены по единому плану и представляли собой укрепленные поселения. В центре обустраивалась площадь с церковью. С одной стороны к храму примыкало кладбище, за которым всегда размещался приют для сирот и дом, где жили вдовы. С другой стороны собора строили здание местной «администрации», за ним – школу (в которой учились и девочки), мастерские и общественные склады. С этой же стороны находился окружённый садом дом священников. На окраине строились одинаковые квадратные дома индейцев.


Plano da Redução de São Miguel Arcanjo


Во главе каждой из редукций стояли два иезуита. Старший (по возрасту) обычно сосредотачивался на «идеологической работе», младший – брал на себя административные обязанности. В своей работе они опирались на коррегидора (corregidor), алькальдов, других чиновников, которые раз в год избирались населением редукций. С 1639 года в каждой редукции имелись хорошо вооруженные отряды. В период наивысшего могущества государства иезуитов, они могли выставить войско численностью в 12 тысяч человек. Однажды армия гуарани вынудила отойти от Буэнос-Айреса осадивших этот город англичан.

Таким образом, мы видим пример просто невиданной эффективности управления: всего два иезуита, стоявшие во главе редукции, держали в безусловном подчинении до нескольких тысяч индейцев. При этом не описано ни одного случая восстания населения редукций или сколько-нибудь значительного бунта против власти иезуитов. Чрезвычайно низким был и уровень преступности, а наказания отличались мягкостью. Утверждают, что в качестве таковых чаще всего употреблялось публичное порицание, пост и епитимья. За серьёзные проступки виновный получал не более 25 ударов палкой. В крайнем случае, преступник осуждался на тюремное заключение, срок которого не мог превышать 10 лет.
Дабы «помочь» индейцам избежать соблазна, им было запрещено не только самовольно покидать поселения, но и выходить ночью на улицу. В жилых домах обычно имелась всего одна большая комната. Входных дверей и окон эти жилища не имели.

До встречи с европейцами гуарани не знали частной собственности. Иезуиты действовали в духе этих традиций: работы носили общественный характер, произведенная продукция поступала на общие склады, потребление носило уравнительный характер. Лишь после свадьбы новой семье выделялся небольшой участок земли, однако, по свидетельствам современников, трудились на нем индейцы неохотно, и часто он оставался необработанным.

Помимо традиционных сельскохозяйственных работ, иезуиты стали привлекать своих подопечных и к различным ремеслам. Иезуит Антонио Сепп сообщает, что в крупной редукции Япейя были построены не только деревянные, но и большие каменные здания, печи для обжига извести, кирпичные заводы, прядильная мастерская, красильни, мельницы. Кое-где имелось литейное производство (индейцы научились отливать колокола).

В других редукциях были заведены судостроительные верфи (строили корабли, на которых по реке Парана отвозили на Атлантическое побережье товары для продажи), гончарные мастерские и мастерские по резьбе по дереву и камню. Имелись даже свои ювелиры, оружейники и мастера, производившие музыкальные инструменты. А в редукции Кордова была устроена типография, печатавшая духовную литературу на языке, специально созданном иезуитами для гуарани. Торговля в редукциях была запрещена, но процветала «внешняя» – с населенными пунктами побережья. Торговые экспедиции возглавлял один из руководивших редукциями иезуитов.

Браки в этом государстве совершались не по любви, а по воле глав семейств. Девушек замуж выдавали в 14 лет, их женихам было 16.

Таким образом, мы видим какое-то «полицейское государство»: жизнь жёстко регламентирована, процветает «уравниловка». Дени Дидро это не нравилось, и он называл государственную систему иезуитов «ошибочной и деморализующей». Однако, как сказал в свое время У. Черчилль,

«каждый народ может быть счастлив лишь на своем уровне цивилизации».


Гуарани порядки, заведенные иезуитами, похоже, вполне устраивали. И свои редукции они потом упорно защищали с оружием в руках.

Крах государства иезуитов


В 1750 году между Испанией и Португалией был подписан очередной договор о разделе земель и сфер влияния в Новом свете. В результате часть редукций оказалась на португальской территории. Их жителям было приказано покинуть свои дома и перебираться на испанские земли. Между тем численность населения в этих редукциях достигала 30 тысяч человек, а поголовье скота насчитывало до миллиона голов.

В результате индейцы 7 редукций проигнорировали этот приказ, оставшись один на один с Португалией и ее армией. Первые крупные столкновения произошли в 1753 году, когда четыре редукции отбили наступление португальцев, а потом – и испанской армии. В 1756 году испанцы и португальцы, объединив свои усилия, разгромили мятежников.

В 1761 году этот договор между Испанией и Португалией был аннулирован, но у ордена уже не оставалось времени для восстановления разрушенных редукций. Тучи над орденом сгущались. И в Парагвае, и в Испании распространялись слухи о неслыханном богатстве иезуитов и их «государства» в Парагвае. Очень велик был соблазн «ограбить» их – подобно тому, как в свое время ограбил тамплиеров французский король Филипп IV.

В 1767 году вышел королевский указ, согласно которому деятельность иезуитов запрещалась и в Испании, и в ее колониях. Вспыхнул мятеж, на подавление которого было брошено 5 тысяч солдат. В результате в Южной Америке были повешены 85 человек и 664 осуждены на каторжные работы. Кроме того, были высланы 2260 иезуитов и лиц, сочувствующих им. Из Парагвая тогда выслали 437 человек. Цифра не кажется большой, но это были люди, контролировавшие порядка 113 тысяч индейцев.

Некоторые редукции сопротивлялись, защищая своих руководителей, но силы были не равны. В итоге выяснилось, что отцы-иезуиты (к огромной досаде королевских чиновников) были честными людьми и заработанные деньги не прятали под подушками, а тратили на нужды редукций. Лишенные адекватного и авторитетного руководства, эти индейские поселения очень быстро перестали быть рентабельными и опустели. Ещё в 1801 году на землях бывшего «государства» иезуитов проживали около 40 тысяч индейцев (почти в три раза меньше по сравнению с 1767 годои), а в 1835 году насчитали всего около 5 тысяч гуарани.

А о грандиозном социальном эксперименте иезуитов напоминают руины их миссий – редукций, некоторые из которых стали туристическими достопримечательностями современного Парагвая.


Редукция Khesus de Tavarangue

 


Редукция La Santisima Tinidad de Parana

 


Современные гуарани в Бразилии

Картина дня

наверх