На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Защитный "купол" рухнул: "Красуха" слепит американские ДРЛО Западные специалисты признали, что их попытки создать над...Современное поле ...
  • Юрий Ильинов
    Zeit: Шольц считает, что у России нет оснований ссылаться на труды Канта БЕРЛИН, 23 апреля. /ТАСС/. Канцлер ФРГ Олаф ...Деда Байден: своб...
  • Юрий Ильинов
    Была ли страна, после предательства Горбачёва и Ельцина? Что толку искать, кто вывозил? Было бесхозное, вот и спёрли....Переговоров не бу...

О «деградации» подрастающего поколения России

Евгений Федоров

 

О «деградации» подрастающего поколения России

 
 
В течение 20-го века в войнах погибло более 200 миллионов человек. Очевидно, что с нашей системой образования что-то не в порядке.
Далай Лама XIV


Агония русской школы?



По прочтении материала Александра Самсонова «Агония русской школы» у меня создалось катастрофическое впечатление о состоянии отечественного образования. Попробуем разобраться: насколько плохо в российской школе и насколько было хорошо в советской?

О «деградации» подрастающего поколения России


В начале статьи автор приводит парадоксальные доводы касательно отношения гитлеровской верхушки к школьному образованию в СССР. Дело в том, что нацисты уничтожали школу не потому, что она была самой лучшей в мире, а только потому, что она вообще существовала. Отношение к славянам как к рабам вообще не предусматривало сохранения школы выше первых 3-4 классов. Вообще непонятно, зачем гитлеровцам были нужны в школьном образовании на восточных землях алгебра и история. Научить читать, писать, считать до тысячи и привить уважение к немцам-господам – этого было достаточно. Повторюсь, нацисты разрушили бы любую систему образования на любой оккупированной территории, коренные народы которых они считали недочеловеками. Более того, сохранять предметы, которые потенциально могут развивать критическое мышление (математику, физику, химию) и нести идеологическую нагрузку (историю и литературу) было смертельно опасно для режима Третьего рейха. Поэтому пример Гитлера, который с опаской относился к системе образования Советского Союза, считаю совсем неуместным в описании модели школы. Да и откуда, собственно, Гитлер мог так разбираться в образовании Советского Союза? Проводили совместные конференции? Приглашали специалистов для обмена опытом? В конце 30-х годов СССР стал, наверное, самой закрытой страной в мире. Вспомните, как запретили выезд за границу советским ученым мирового уровня, как проводилась повсеместная охота на «вредителей», в том числе в школьном образовании. Но давайте допустим, что делегация школьных учителей и чиновников из Третьего рейха вдруг с дружеским визитом прибыла в СССР где-нибудь в 1939 году для посещения пары-тройки школы. Познакомиться, так сказать, с системой школьного образования потенциального противника. Что бы они увидели? Образцово-показательную школу с вышколенными учениками, администрацией и учителями, имеющую мало общего с реальностью.

Теперь по содержанию школьной программы в первые десятилетия советской власти. Автор «Агонии русской школы» справедливо указывает на то, что пришлось рушить старую школьную систему. Это неизбежно – появился принципиально новый строй и требовались новые подходы к воспитанию и образованию. О содержании учебников истории вообще лучше не упоминать – во все времена, во всех странах и во всех учебных программах там как минимум умалчиваются факты, о которых существующий строй предпочитает не говорить. В то же время именно в период молодости советской республики появился такой гигант педагогической мысли, как Антон Семенович Макаренко. Именно он вместе с Надеждой Крупской фактически сформировал модель коммунистического воспитания. И она была отличной и очень важной именно для своего времени. После гражданской войны в стране остались сотни тысяч беспризорников, требующие к себе особого подхода. Все, надеюсь, помнят постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», в котором определялись базовые направления работы с детьми такой категории. Кроме этого, система коммунистического воспитания позволила нашей стране сделать главное в XX веке – победить нацизм. Поэтому, считаю, именно это достижение школы СССР нужно поднимать в качестве флага, а не полумифические высказывания Кеннеди.



Но все меняется. Как мы все отлично знаем, Советский Союз по разным причинам не смог выдержать конкуренции ни в мировой политике, ни в экономике. Традиционная школа, которая десятилетиями жила фактически в изоляции от остального мира, не сумела справиться с вызовами 90-х годов. И не нужно приводить в пример данные статистики ЮНЕСКО о том, что наша школа была в 1991 году третьей в мире по уровню образования. Методика измерения этого показателя гласит:
Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения по двум основным показателям:
Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).


А дальше мы читаем:
Данный показатель, хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования, которое в отдельных случаях может быть весьма низким либо существенно ограниченным.


То есть безусловным достижением школы СССР начала 90-х годов была высокая доля грамотности взрослого населения и почти поголовное школьное образование детей. Однако уже в это время во всем мире стали понимать, что только грамотность абсолютно недостаточна для полноценного образования и воспитания.

Ни шагу назад


Автор в своем материал про агонию русской школы в конце вышел уже на эмоциональный уровень, обвинив педагогов и управленцев от образования в тотальной дебилизации и деградации выпускников. А раз выпускники такие неполноценные, то и обществу нашему скоро конец. Собственно, призывы автора очень просты: вернуть советскую систему школьного образования с её жестокими и справедливыми методами борьбы с отстающими, хулиганами и умственно неполноценными. Всех подобных — в спецшколы и психиатрические больницы! Однако забывается один простой тезис: насилие рождает насилие.

На протяжении всех лет своего существования Советский Союз был одним из мировых лидеров по удельному весу заключенных. В 1986 году было 846 заключенных на 100 тысяч населения, в 2019 году гораздо меньше — 370 на 100 тысяч. Столь высокая доля людей за решеткой — один из важных показателей провала школьного образования в любом государстве.


Почему это происходило? А просто потому, что учителям было проще любого «неудобного» ученика оставить на второй год, поместить в спецшколу на «перевоспитание» и так далее. И нередко запускался процесс формирования целой бандитской культуры. Ребенок со школьной скамьи вовлекался в такой «романтичный» преступный мир. Первые отголоски этой маргинализации молодёжи пришли, кстати, в армию — так появилась дедовщина. Почему в России так серьезно закрепился культ АУЕ? Особенно остро эта проблема стоит в регионах Дальнего Востока. Все дело в десятках тысячах бывших заключенных, которые осели неподалеку от колоний и тюрем, создали семьи, и у них появились дети с соответствующим мировоззрением. Они пошли в школу, и маховик закрутился вновь.



Но вернемся во времена СССР. Естественно, выпускники школ нередко были все как на подбор («дебилов», очевидно, вообще не было) – всех остальных либо на второй год оставили, либо исключили из школы, либо вообще в колонию отправили. Можно посоветовать в качестве примера еще опыт США, где многих «неудобных» учеников вообще лоботомировали.

Очень характерным показателем отсталости советской системы образования стали 90-е годы. Если отбросить экономический и политические кризисы, постоянные междоусобицы, то окажется, что советский обыватель оказался просто не готов к новому миру. У подавляющего процента населения отсутствовало развитое критическое мышление. Вследствие этого миллионы людей оказались подвержены тлетворному влиянию различных оккультных обществ и псевдорелигиозных сект. А сколько человек входило в экстаз от вида Кашпировского и Чумака! Миллионы людей оказались попросту обманутыми различными финансовыми структурами типа «МММ» и подобных. Сейчас, конечно, такого безумства не наблюдается: народ стал гораздо критичнее и прагматичнее смотреть на мир, но перегибы все-таки видны. Например, СМИ, которые теперь буквально из каждого утюга оповещают нас об очередном чрезвычайном происшествии в школьной жизни. При этом в глазах обывателя это моментально экстраполируется вообще на всю систему образования. Дети, мол, никого не боятся, учителей ни во что не ставят и каждый день чуть ли не с пулеметами ходят в школу. И, естественно, в советские времена о таком даже и не слыхивали. Однако было в СССР и такое — и даже похлеще. Всем сторонникам теории о нынешнем деградирующем поколении предлагаю познакомиться с бандой из Казани «Тяп-ляп», состоящей преимущественно из школьников и учащихся ПТУ. Они целые микрорайоны города держали в страхе с середины 1970-х годов. Кстати, среди главарей были вчерашние заключенные колоний для малолетних. И это далеко не единичный пример из истории.

Что делать?


Самое поразительное в этой истории, что до сих пор в мире никто не знает универсального рецепта организации школьного образования. Ни в США, в Европе, ни в Японии, ни, к сожалению, в России. Но везде есть четкое понимание того, что индустриальный тип образования, к которому относится и советская школы, себя изжил. Вся проблема в стремительно меняющемся мире. Сейчас никто не знает доподлинно, что будет с технологиями и социумом через 10, 20, 50 лет. А раз мире все очень непредсказуемо, то будущие поколения учить надо принимать изменения, уметь под них адаптироваться и обучаться. Вот для этого, знаете ли, недостаточно фундаментальных знаний в базовых предметах. Для того чтобы понять, что все-таки нужно школьному образованию, решили обратиться к мировому профессиональному сообществу как основному заказчику. И оказалось, что будущие работодатели крайне недовольны теми выпускниками школ и вузов, которые приходят к ним. Безусловно, фундаментальными знаниями они нередко набиты под завязку, а вот импровизировать, генерировать идеи, обсуждать их, работать в группах и реализовывать проекты не умеют.

Поэтому в 152 странах было решено провести соответствующее исследование, чтобы выяснить, какие навыки будут нужны поколениям в XXI веке. И оказалось, что профессиональное сообщество ждет от молодежи прежде всего наличия компетенций «4К»: креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации. С этого времени многие прогрессивные школьные системы образования сместили в той или иной степени акценты в программах на эти «4К». Самое интересно, что в России именно сейчас в самом разгаре освоение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые по многим параметрам прекрасно соответствуют пресловутым «4К». Главное, чтобы традиционалистская часть учительской общественности приняла эти изменения.



Можно долго и упорно ругать современное школьное образование в России. Очень просто найти пачку аргументов, очерняющих и современное поколение, и современных учителей, и завучей, и директоров. Рецепт решения в таких ситуациях, как и в статье Самсонова «Агония русской школы», один: верните советское образование и воспитание. Никого не интересует, что дети стали другими. Что они погружены в виртуальный мир, который их немало воспитывает, что они никогда не поверят лозунгам и призывам пионерских организаций, что они гораздо более эгоцентричны, чем ранее. Мир вокруг них гораздо сложнее всего того, чему их учат в школе. Ведь никто в классе им не объясняет, как работает литий-ионный аккумулятор в смартфоне, а рассказывают о вещах, которых они никогда не увидят. К примеру, о ванне для электролиза.

А когда вам снова придет мысль о возврате советской школы в современную Россию, прочитайте эпиграф к этой статье.
 
 

Мы живём в разных мирах с нашими детьми

 
 
Вы никогда не обращали внимания на витрины магазинов? Точнее, на рекламу товаров в этих витринах? Даже в сугубо «мужских» магазинах вроде магазинов по продаже снаряжения для рыбалки и охоты красивое ружьё или удочку обязательно держит девица, которая вроде бы одета. А рядом какой-нибудь звереныш. Точнее, детеныш зверя.




Ещё интереснее магазины для дам или детей. Щенки, котята, крольчата и прочая звериная ребятня предлагают купить товар. А на полках стоят такие же куклы-малыши. Миленькие, беззащитные и в то же время такие необходимые в этот конкретный момент. Ну как не купить, когда он так красив и так умилительно смотрит тебе в глаза!

И в то же время: «В городе N у местного предпринимателя похищен ребенок. Похитители требуют…» Или нечто подобное в том же духе. Ребенок как средство шантажа, как возможность заставить человека сделать что-то противозаконное. Ребенок как оружие!

А помните самые страшные кадры в передачах о войне, после которых хочется бросить все и ехать убивать этих извергов? Кадры с убитыми детьми! Помните Сирию и детей, якобы отравленных газом? Помните голенькую вьетнамскую малышку, которая уходила от войны куда-то?.. А деревенского кузнеца Иосифа Каминского с убитым сыном на руках из белорусской Хатыни помните?..

Детей использует Россия для дестабилизации ситуации в ЕС?


Но писать я сегодня буду не о страданиях детей. Писать я сегодня буду о том, как используют детей для шантажа. Не примитивного, о котором упомянуто выше на примере бизнесмена из города N, а глобального, на уровне государств и даже континентов. В частности, о знаменитой (тут без вариантов, судя по количеству подписчиков её интернет-страницы) Грете Тунберг.

Кто только ни писал об этой девушке. Да и что только не писали тоже. На любой вкус и цвет. От великой и ужасной до мерзкой и ничтожной. От гениальной до душевнобольной. Может, по этой причине мы и не торопились писать по этой теме.

Вообще, если быть честным перед собой, девчонку просто жалко. Стать в 16 лет мировой звездой, кумиром сотен тысяч молодых людей, а потом превратиться просто в молодую женщину тяжело. А для некоторых просто невыносимо.

«Пнул» меня к написанию этой статьи депутат Европейского парламента Йорг Мойтен. Я ожидал чего-то подобного, но все равно поразился… ясности ума этого депутата. Позволю себе процитировать несколько фрагментов его заявления в Европейскую комиссию:
«Эти кампании (например, «Пятница ради будущего», акции Greenpeace, гражданские спасательные суда в Средиземном море) профессионально организованы и имеют серьёзную финансовую поддержку».
«В настоящее время подобные кампании оказывают сильное влияние на политику, что препятствует достижению таких целей, как обеспечение благосостояния, занятости населения, надёжности энергопоставок и в конечном счёте способствует потере Европой конкурентоспособности на мировом рынке и её обеднению».


Вы ещё не поняли, при чем тут Россия? Да при том, что только Россия может вести гибридную войну! Все остальные европейские страны — белые и пушистые. И финансировать все эти европейские экологические акции не могут! Только русские способны использовать больную шведскую девочку для своих целей!

«Не имея в своём распоряжении выводов такого расследования, может ли комиссия исключать вероятность того, что данные кампании финансирует и курирует Россия?»


Знаете, у меня после сообщения о выступлении Мойтена почему-то всплыла ассоциация с врачом-патологоанатомом, который после корпоратива случайно проснулся в другом отделении больницы и увидел, что пациенты ходят… Реакция очень похожа. Больше интересна сама проблема «каких-то других молодых». Не «кто их растил», а «почему они нас не понимают и не уважают».

Почему большинство считает, что Грета Тунберг всего лишь марионетка в руках взрослых кукольников



Мерзко, очень мерзко использовать детей во взрослых играх. Я это понял ещё в советское время. Некоторые читатели ещё помнят Саманту Смит, девочку-американку из штата Мэн. Красивую американскую 10-летнюю девочку, которая представляла США у нас в СССР. Которая рассказывал нам о мире, о дружбе, о любви между народами. А в это время наши солдаты гибли от американского оружия в Афганистане. 1983-й год…

Знаете, это напоминало толпу женщин, стариков и детей, которые шли к нашим позициям, а за ними прятались моджахеды. Жизнь за жизнь. Только ты боец, а они просто люди… Маленькая девочка, которой искренне хочется остановить взрослых идиотов. Искренне!

Ребенок, тем более с проблемами, связанными с психикой, достаточно легко программируется в нужном направлении. Даже самые бредовые идеи при грамотной работе с таким ребенком вскоре будет восприниматься им как собственные мысли. Как главное, ради чего стоит жить.

Та гримаса ненависти, которую мы видели на лице Греты при выступлении в ООН, — не маска. Это искренняя ненависть к нам, взрослым. К нам, которые допускают возникновение проблем, которые, по убеждению юной правозащитницы, ведут к уничтожению Земли.

Версий о тех, кто использует популярность девочки в собственных интересах, множество. Мы вообще любим развешивать ярлыки. Так удобнее. Тем более что доказательств причастности тех, кого мы обвиняем, не требуется. «Я так считаю! Это моё мнение на основании моего мировоззрения, и всё. Не нравится — подавайте в суд. Но я имею право на собственное мнение!»

Но если такое допустить в отношении одной девушки то, в принципе, это возможно. А как объяснить, что её последователи живут в большинстве стран мира? Как объяснить, что в любой стране существует старозаветная проблема отцов и детей? Разногласия между молодежью и взрослым миром не зависят от уровня жизни, от религии, от континента, от положения в обществе и прочего. Почему?

Неверие взрослым как способ защиты от окружающего мира


Вы не задумывались, почему молодежь нам не верит? Почему она так легко ведется на всяких навальных и прочих «борцов за правду»? Почему больная девочка из Швеции, повторюсь, стала властительницей умов тысяч молодых людей со всех континентов Земли? Почему её слова, слова человека, мало представляющего саму проблему экологии, задевают душу многих? Почему одно слово в Интернете этой самой Греты способно вывести на улицы тысячи?

Я уверен, что Грета — это продукт чьей-то грязной игры. Слишком все хорошо организовано для молодежи. Чувствуется рука мастера. Ну и что? Ей верят, а нам нет! И Навальному верят. Даже тогда, когда кто-то приводит неоспоримые доказательства его низости. Так в чем дело? Молодежь прилетела с другой планеты? Это не наши дети?

Ответ, как мне кажется, в самой системе организации общества. Практически в любой стране мира молодых никто не слышит. Гегемония на истину у нас принадлежит «аксакалам». Тем, кто достиг определенного уровня, кто прожил какие-то годы, кто стал кем-то. Кто-нибудь спрашивал мнение простого мальчишки или девчонки? Не тех, кто попал в какую-то программу и готовится стать «элитой» общества, а тех, с улицы…

Нет у них права нас критиковать! Мы умнее просто потому, что мы так решили. А ваше дело — слушать и впитывать нашу мудрость. Слушать и молчать. А они не хотят молчать. Они хотят, чтобы их услышали. И мы говорим, что слышим их. Только слышим ли?

Вернемся к Грете. Мы, прожившие в разы больше, чем она, действительно знаем больше об экологии? Я не о специалистах. Я о нас. Мы знаем о большинстве проблем из прессы, от знакомых, из книг. И только поэтому мы знаем больше? Если я знаю, что в большинстве случаев при головной боли помогает анальгин, то я умнее? Я стал почти врачом?

Да, внешне Грета производит неприятное впечатление. Злое лицо, злой голос, злые слова. Но она одна из немногих, кто смог сломать стену глухоты взрослых. А сотни, тысячи, десятки тысяч молодых это сделать не смогли. Это они встают за спиной Греты. Те, кому есть что сказать, но страшно и непривычно перебивать «умных» взрослых. Это они повторяют её слова.

Вы не замечали, что молодым страшно? За этой позой бесшабашности и пофигизма спрятан страх. Простой человеческий страх перед обществом, перед собственным будущим. Этим объясняется и желание все ломать. Сломать непонятное, чтобы построить понятное. Только вот строить они ещё не научились.

Те, кто начинал бузить на майдане в Киеве в 2014-м, тоже хотели сломать страшное и непонятное, а потом устроить мир всеобщего счастья. И смогли. Но только сломать, а строить опять стали взрослые. Сегодня, судя по тому, как развиваются события, страх вернулся. Ломать привычно. Значит, надо ломать ровно до того момента, пока появится кто-то, кто научит строить.

Вы никогда не ловили себя на мысли, что совершенно не знаете своих детей? Даже в мелочах. Они совершенно не умеют контачить между собой в реальной жизни. При этом это самые что ни на есть разбитные и коммуникабельные люди, имеющие десятки, а то и сотни «друзей» в сети. Однако необходимость либо желание познакомиться с ровесником или ровесницей на улице загоняет их в ступор. Как? Он же может и не захотеть…

Молодежь бежит от реальной жизни в виртуальный мир. Молодежь живет вне нас. Там, в мире компьютерных героев, в мире компьютерной любви, в мире компьютерной смерти, если хотите. Поэтому и выход в реальный мир для них часто заканчивается трагедией. Последняя поездка на крыше электрички, последнее селфи на крыше небоскреба. Последнее, последнее, последнее…

Есть ли выход?


Мы пытаемся объяснить все чьим-то влиянием, какими-то внешними силами. При этом даже не задаемся вопросом о том, что априори больше всего влияем на детей именно мы. Родители, школа. С нами они больше всего общаются. Больше всего проводят времени. Нам надо научиться слушать и научить их не бояться жизни.

Но этого мало! Незаметно для самих себя мы стали жить отдельно от собственных детей. Мы решаем свои проблемы, даже самые мелкие, они тоже решают сами. А ведь достаточно вспомнить себя в их возрасте. Папин «Москвич» с открытым капотом и ваше страшное желание «подержать гайку», пока отец откручивает болт.

Или рыбалка с отцом на утренней зорьке. И мелкие, с ладошку караси, которые почему-то у отца клюют, а у вас нет. Помните, как подбирались к уловистому месту отца? Мало-помалу, незаметно. Подбирались, да так, что вскоре ваш поплавок торчал в сантиметрах от отцовского…

А ведь это не просто воспоминания о детстве. Это воспоминание о том, как мы становились похожими на своих родителей. Как становились доками в работе, которой занимались папы. Это воспоминания о кровной связи с папой и мамой. Связи не по документам, связи по душе.

Многие сегодня могут сказать, что дети так же тянутся к ним, как когда-то он тянулся к отцу? Увы, чаще всего отговорки вроде «приглашал, да он какой-то не такой, ему компьютер дороже». А ребенок наш просто боится показаться смешным неумехой. Боится учиться у нас. И уходит. Уходит на улицу. Уходит в социальные сети, где он равный среди равных, уходит в радикальные организации, где он сильный.

Ответ на вопрос, который поставлен выше, вроде бы прост. Да здравствует семья! Даешь нормальную ячейку общества! Только вот умеем ли мы «давать»? Сможем перебороть собственное «да ну его, с его помощью, которую потом переделывать»? Я не уверен. А вот отец мой, распутывая леску наших удочек в очередной раз, был уверен.

Картина дня

наверх