На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 444 подписчика

Свежие комментарии

  • Misha Glusch
    я не собираюсь из своего кармана кормить, поить, одевать, обогревать, охранять, лечить (сука!) и тд этих вурдалаков, ...Дискуссия о смерт...
  • Юрий Ильинов
    СБУ задержала подполковника группировки ВСУ «Хортица» по подозрению якобы в работе на ФСБ РФ Старший офицер ВСУ в зва...Бортников: первич...
  • Юрий Ильинов
    «Смертникам деньги не нужны»: кто стоит за терактом в «Крокусе» Скотт Риттер: радикальные исламисты не причастны к т...Бортников: первич...

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 10. Рыцари королевства Арелат

Вячеслав Шпаковский

Бокал бургундского вина
Луи Жадо «Вольнэ»,
Я выпью не спеша до дна
Оно по вкусу мне.

Ах, аромат, ах, терпкость; цвет,
Как вспыхнувший рубин,
Раскроют древности секрет
Из вековых глубин.
(«Бокал бургундского вина». Прилепская Светлана)


Так уж случается в истории человечества, что есть в ней государства, которые то появляются на ее небосклоне, подобно комете, то исчезают во веки вечные. В древности было такое государство Ассирия – «логовище львов». Цари Ассирии не на папирусе, на камне увековечили свои победы над соседями, копыта их коней топтали даже берега Нила… И что, чем все закончилось? Да только тем, что все окрестные народы на нее вознегодовали, собрались и «прихлопнули» эту Ассирию, как «бог черепаху», так что от нее только лишь барельефы разрушенных дворцов, да глиняные таблички библиотеки Ашшурбанипала и остались. Да… и еще несколько тысяч ассирийцев, рассеянных по всей земле, и порода собаки ассирийский дог!


Битва при Куртре 1302 года в представлении художника XV в. Миниатюра из «Больших Французских хроник». (Британская библиотека, Лондон) Обратите внимание, что многие из участников боя, изображенного на миниатюре, вооружены люцернскими молотами.

В Средние века судьба была столь же сурова ко многим государствам и, в частности, к королевству Арль, о котором мы начали рассказывать в нашем прошлом материале. По латинскому названию своей столицы — Арля, Бургундское королевство стало также известно под названием Арелат или Арелатское государство. 


Собор Св. Трофима в Арле — место коронации королей Бургундии.

Независимость в то время, как и сейчас, сильно зависела от естественно-географических условий. И вот в этом плане Арлю повезло. На юге его берега омывало море. А море – это торговля. И в первую очередь с Генуей, Венецией и Аутримером. Там на юге находился порт Марсель – древняя Марсала, удобный для этого во всех отношениях. На севере лежала горная Швейцария, а это шерсть и мясо. И, наконец, юг Франции – это Арль и Авиньон – места, где росли прекрасные виноградники, дававшие знаменитое бургундское, без которого в то время не обходилось ни одно застолье. Все это давало местным феодалам деньги и немалые, которые они тратили не только на всякую блажь, но и на лучшие по тому времени доспехи и оружие, поступавшие в Арль как из Италии, так и из Южной Германии, того же Аугсбурга.


Миниатюра с изображением германских рыцарей в шлемах с нашлемными украшениями. Ок. 1210-1220 гг. Тюрингия, Германия (Государственная библиотека Берлина)

В течение XI и до XII века включительно основой армии Арля являлась типичная феодальная военная дружина, собиравшаяся на основе системы вассалитета и ленной присяги. Обычай требовал, чтобы вассал сюзерена воевал за него бесплатно 40 дней. Или – а случалось и такое, пока у него не закончится провиант. И вот случалось и так, что некий доблестный барон приезжал по вызову с окороком и бочонком вина. В три дня все это поедал и выпивал и с чистой совестью заявлял своему сеньору, что уезжает обратно в свой замок. И тот начинал его улещивать, предлагая… какие-то блага, деньги, земли, выгодный брак, словом то, что могло бы его заинтересовать. Как и в других западных частях Империи и в Италии, такие феодальные войска должны были также оплачиваться, если они отправлялись за пределы своей собственной местности. 



Сегодня мы вновь обратимся к нашим «старым добрым друзьям» — эффигиям, причем посмотрим, как уцелевшие французские эффигии, так и германские и что важнее всего – швейцарские. Потому, что в Швейцарии были не только крестьяне, но и рыцари тоже. Вот, перед нами эффигия французского рыцаря Шаурса де Сурше в церкови Сен-Жемми в Невильетт-ан-Шарн, датируемая XIII веком.


А это еще одна французская эффигия, принадлежащая рыцарю Жан де Шато, погребенного в соборе в Шомоне в 1350 г.


Его же эффигия крупным планом. И хоть мы и говорим, что она неплохо сохранилась, но это именно «неплохо», а не «хорошо». Нос ему все-таки отбили и лицо попортили. Обратите внимание какая тонкая резьба выполнена на подушке у него под головой. Но обратите внимание, что его кольчужный капюшон явно лежит на его сюрко. Следовательно, под ним надета либо кольчуга (хауберк) без капюшона, либо на нем двойной капюшон и, следовательно, двойная защита головы. И это не считая, конечно же, шлема.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 10. Рыцари королевства Арелат

А вот эффигии Робера II д'Артуа в соборе Сен-Дени в Париже можно сказать повезло. Хотя возможно, что это ее так отреставрировали...

И точно так же, как и в других частях Империи, это феодальное войско пришло в упадок уже в XII веке, когда все больше и больше стали полагаться на наемников, хотя значительная часть армии по-прежнему представляла собой типичное феодальное ополчение. Конные арбалетчики, появившиеся в XIII веке, были, по-видимому, самыми высокооплачиваемыми профессионалами, не считая, конечно, «флористов» — людей презираемой, жуткой, но очень нужной военной специальности. Занимались они тем, что разбрасывали на пути неприятеля железные шипы против конницы и пехоты. Первые были побольше, вторые немного поменьше. Подобно минному полю места, где разбрасывались колючки, тщательно отмечались (и помечались секретными метами), а сам бой старались вести так, чтобы заманить на них неприятеля. Копыто коня, наступившего на такую колючку, получало такие повреждения, а сам он испытывал такую страшную боль, что скакать уже не мог, и обычно тут же вставал на дыбы и сбрасывал с себя всадника. То же самое происходило и с пехотой, поскольку тогдашняя кожаная обувь имела тонкую подошву и защитить от таких колючек не могла. В условиях тогдашней антисанитарии подобные раны практически всегда приводили к заражению пораженных конечностей, а уж потеря боевого коня для рыцаря была самой настоящей катастрофой. Поэтому неудивительно, что в плен флористов не брали, а казнили самым варварским образом – вешали на дереве, накинув веревку на половые органы.


А вот, наконец и «немцы»: Эберхард I фон дер Марк, 1308 г. Германия. Особенностью этой эффигии являются нагрудные изображения его герба.


Архиепископ города Майнца, ум. в 1340 году. (Музей Майнца, Рейнланд-Пфальц, Германия) Этот в гербах весь. Герб у него и на шлеме, и на сюрко, и на щите.


И рыцарь в «шлеме с рогами»: прорисовка эффигии Людвига дер Байера, ум. в 1347 году. (Музей Майнца, Рейнланд-Пфальц, Германия)

Опять-таки именно благодаря влиянию Италии и Византии, в Арле стали распространяться арбалеты. Папы запрещали это оружие, как недостойное применения против христиан. Однако море было рядом, а там христианские суда подстерегали арабские пираты-мусульмане. Поэтому арбалеты были жизненно важным оружием на кораблях Провансаля, но в то же время среди швейцарцев они не были распространены вплоть до начала XIII века.


В Швейцарии тоже были эффигии и они дошли до наших жней. Эффигия Конрада Шалера, ум. в 1316 году, и являвшегося бургомистром города Базеля.


Эффигия Отона де Грандсона, ум. в 1382 году. Кафедральный собор в Лозанне. Обращают на себя внимание странные украшения у него на плечах, больше всего похожие на… пуховые или перьевые шары, кольчужные «варежки» и его герб на щите с изображением раковин Св. Якова Компостельского. 

В то же время именно горным крестьянам современной Швейцарии суждено было стать еще одними из самых эффективных и знаменитых пехотинцев Средневековья. Правда не в исследуемое время, а примерно лет на сто позднее. И если в начале XIV века они полагались главным образом на алебарду на длинном древке, то в середине или конце XIV века к ней добавилась еще и длинная пика, так что в их войсках появились смешанные подразделения пикинеров и алебардистов.


Где лучше всего можно познакомиться с арбалетами, принадлежавшими швейцарцам? Ну, конечно, в музее в замке Морж, расположенного в 16 километрах от Лозанны, прямо на берегу Женевского озера.

Еще одним эффективным оружием швейцарцев был так называемый люцернский молот — еще одна разновидность боевого молота, появившаяся в Швейцарии в конце XIV века и находившаяся на вооружении пехотинцев до XVII века включительно. Название это происходит от швейцарского кантона Люцерн. А представляла она собой окованное металлическими полосами (до 2 метров длиной) древко с оригинальной боевой частью в виде пики длиной около 0,5 м с двухсторонним молотом в основании. С одной стороны, на молоте было острие в виде клюва (клевца), ну а вторая имела вид зубчатого молотка (наподобие корончатого наконечника турнирного копья), чтобы оглушать противника и по возможности наносить ему ранения через кольчугу. 


Алебарда XIII в. Общая длина 2 метра. Экспонируется в военном музее в замке Морж.


Одна из наиболее ранних алебард из коллекции Метрополитен-музей в Нью-Йорке относится ко времени ок. 1375–1400 гг. Происходит из города Фрайбурга. Длина 213, 9 см, длина боевой части 45 см, вес 2409,7 г. Древко – дуб.


Швейцарская алебарда 1380–1430 гг. Длина 194, 9 см, длина боевой части 31,8 см, вес 2040г. Древко – дуб. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Первые алебарды не были слишком уж вычурными, как известные нам алебарды папских гвардейцев и придворной охраны. Это было грубое и сугубо боевое оружие в виде плоского топора на длинном древке, имевшего отросток в виде острия, направленного вперед. Название этого оружия происходит от немецкого Halm, «длинный шест», то есть рукоять, и Barte – топор. Многие алебарды на противоположной стороне имели еще и особый крюк, чтобы стаскивать всадников с коней. Позднее он стал коваться заодно с лезвием топора и копейным острием. Рассчитано такое оружие было как раз на борьбу со всадниками, одетыми в кольчужные доспехи, однако обращаться с ним нужно было уметь, а для этого постоянно практиковаться, то есть заниматься военным делом надлежащим образом.


Поллэкс являлся облегченным вариантом алебарды и предназначался для борьбы с рыцарями, одетыми в доспехи. Нередко ими вооружали городскую стражу, дежурившую у ворот и караулившую подъемные решетки. В критических ситуациях, если не было времени такую решетку опускать, они могли просто перерубить канаты, на которых она держалась, чтобы она упала вниз и перекрыла дорогу в город. 

Таким образом к середине XIV в. Бургундия только-только заявила о себе, как о мощной военной державе и в союзе с англичанами в ходе Столетней войны повела борьбу с королями Франции. И это было ее главной ошибкой, сто лет спустя приведшей государство Арелат к гибели.

Использованная литература:
1.Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol. 1.
2.Oakeshott, E. The Archaeology of Weapons. Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry. L.: The Boydell Press, 1999. 
3.Edge, D., Paddock, J. M. Arms and armour of the medieval knight. An illustrated history of Weaponry in middle ages. Avenel, New Jersey, 1996.The Swiss at War 1300–1500.
4. Miller, D., Embleton, G. The Swiss at War 1300–1500. London: Osprey (Men-at-Arms №94), 1979.
5. Nicolle, D. Italian Medieval Armies 1000–1300. Oxford: Osprey (Men-at-Arms №376), 2002.

Продолжение следует…
 

Картина дня

наверх